Позвольте мне присоединиться к беседе.
Не считаю себя знатоком арабской культуры, но изучаю тему с другой Восточной стороны, со стороны Средней Азии.
Конечно, не совсем корректно брать в сравнение среднеазиатскую культуру и египетскую, но- это ( как говорил мой преподаватель по высшей математике) СМОТРЯ С КАКОЙ СТОРОНЫ ПОСМОТРЕТЬ! ... и по каким критериям оценивать и какими категориями мыслить!
Тема начиналась с обсуждения - как же понять восточный дуализм.
Не скажу, что я дошла до сути всего этого, но какие-то мысли на этот счёт у меня появились.
Вот, если честно, арабские завоевания 7-8веков подгадили евразийско-африканской культуре всю малину, но и добавили своего колёру, как говорится.
Ислам был ниспослан варварским арабским племенам не для усугубления, а скорее для смягчения и упорядочения образа жизни.
На всём остальном Востоке уже, в принципе, был расцвет культуры. Берём нынешнюю Малую и Среднюю Азию, берём север Африканского континента. Это был расцвет музыкального и танцевального искусства. По своей природе восточные люди зажигательны, энергичны, у них наиболее выражена потребность в физическом выражении своих эмоций и переживаний. Это приходит даже не с молоком матери, а с генами. Даже многообразие ударных инструментов свойственно музыке отнюдь не европейской. Особая пластика, ритмичность и музыкальность есть в восточных людях. Это всё-таки мало связано с исламской культурой, и вообще с религией.
Что уж говорить, что у чувствительных и горячных людей эйфория, жажда раскрепощения инстинктивность гораздо ярче выражены и развиты. Неспроста такой чувствительный танец как ТАНЕЦ ЖИВОТА берёт исток не где-нибудь в Шотландии или Норвегии. И все мы прекрасно понимаем прямой посыл этого танца. Как сказал Бернард Шоу: "Танец - вертикальное воплощение горизонтальных желаний", а господин Зигмунд Фрейд назвал бы это сублимацией сексуальной энергии.
Это не может не нравиться! И это очевидно. Про все плюсы для здоровья я уж не буду писать - здесь все знают лучше меня.
Теперь про ислам. Вы знаете, он не перекрывает сути, он просто ограничивает её. Нет прямого запрета, есть просто рекомендация. Следовать или не следовать - дело каждого. Так вот когда никто не запрещает, но и не приветствует - возникает вот эта самая фигня, которую мы с вами ну никак не понимаем. Сознание восточного человека - коллективное, как у соседа. Всё, в чём можешь проявить свою индивидуальность - это МУНОДЖАТ ( прямое обращение к Всевышнему). Не больше.
Проявление индивидуальности - это вольнодумство, это уход от ответственности перед коллективным сознанием. А искусство - это всегда проявление индивидуальности.
Вы никогда не задумывались, почему беллиданс приобрёл такой размах именно сейчас, в наше время? Я не говорю, что уже четыреста лет как каждый век начинается с жуткого интереса к Востоку, с того самого момента, как начала потухать арабская цивилизация, это становится модным. Интерес к беллидансу - это мощнейший способ выразить свою индивидуальность и сексуальность. Сексуальность в самом высоком, поэтическом, смысле.
Пока мы тут до этого идём и по пути получаем удовольствие от своих занятий, до наших друзей с Востока уже давно дошло, что это ТАКОЕ.
А представьте, если это им РАЗРЕШИТЬ. Сказать их женщинам - давай, моя, танцуй беллиданс - это наша древнейшая культура. Представляете, что будет? С их-то горячей кровью...
Что говорить, если в Средней Азии во время концертов весь зал не смотрит, а тусит в проходах. Женщины, которым Аллах предписал не поднимать глаз, не могут усидеть в креслах, а подрываются танцевать, заслышав музыку. Да, не спорю, Советская власть многое упразднила там. Но отношение к людям искусства, особенно к женщинам, всегда оставалось определённым. Наша преподавательница рассказала, что она стала артисткой балета только потому, что её отец был человек продвинутых взглядов. А вся остальная семья хваталась за голову от шока. Так это при Сотском Союзе было. Да и свою карьеру она смогла делать только по той причине, что муж у неё из этой же среды - музыкант и руководитель музыкального коллектива, сам из семьи артистов. А так, если послушать, то в ансамбле все женщины были либо одинокими, либо только чьими-то любовницами. Мало было женщин замужних, у которых мужья поощряли такую работу. И это не смотря на то, что ансамбль "Бахор" был государственным, гремел на весь Союз и полмира.
Да и сейчас, приехав в Среднюю Азию, в регионы вы вряд ли сможете найти человека,который скажет вам- ах! Как хорошо, что вы танцовщица. Зато все с наслаждением будут смотреть концерты, слушать музыку, и гордиться своим искусством.
Вот я уж и мысль потеряла...
Ну, в общем, мораль сей басни такова:
Запрета нет, никто об этом нигде не сказал. Это наша культура, другой нет - потому нам и нравится. И вам нравится! Но открыто об этом мы говорить не можем. НЕЛЬЗЯ ЭТО ПОДДЕРЖИВАТЬ! ЭТО ОЧЕНЬ ВОЛЬНОДУМНО! На публику работают люди, которые совсем ничего не стесняются. А совсем ничего не стесняться - плохо. Для такого человека нет святого. И деньги заработанные - лёгкие, а, значит, нехорошие. Лёгкие деньги - это не "как заработал", а "за что заработал".
Девочки, это похоже на правду?!
А теперь на наши рамки: тут уже говорили про стриптиз. Дело не в форме, а в сути. По сути беллиданс имеет тот же призыв, что и стриптиз. Кто из нас скажет, что стриптиз - это круто? Я скажу,- с точки зрения танца, что это в хорошем и качественном исполнении красиво и даже бывает очень эстетично, но я никого никогда не стану убеждать, что это с точки зрения морали не имеет проблем. Имеет. И всегда будет иметь.
Но мы-то, с нашим индивидуалистским и раскрепощённым взглядом, скажем, что это - дело лично каждого. И хоть мы тут распишемся, что это не имеет значения, какой танец для себя человек выбирает, но есть одна важная формула, которая у восточных людей в крови, и суть её они знают лучше нашего: БЫТИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ СОЗНАНИЕ. И уж тут с Карлом Марксом не поспоришь.
Вернусь к беллидансу. И дело не в том, что это работа или хобби. Дело в том, что женщина (или мужчина) позволяет себе показать свою сексуальность всем. А кому она не нравится?...