Бадия Массабни
Труппа "Казино Опера"
Постер, аннонсирующий открытие ночного клуба мадам Бадии в жилом районе Гизы, 1937 год. Разрешение на открытие этого заведения было получено при условиии, что музыка и вся сопутствующая активность должны были прекращаться к 23:00
1968 год
Badia Masabni
Badia Masabni, крестная восточного танца, родилась в Ливане, тогдашней части Сирии. Она перебралась в Египет в начале ХХ века и стала зарабатывать на жизнь как актриса, певица. Через несколько лет в Каире, в центре увесилительной индустрии Среднего Востока того времени, она открыла первый в Египте музыкальный клуб. В 1926г. Badia назвала свое кабаре "Opera Casino". Это было официальное название, однако оно также было известно как "Badia Casino" или "Madam Badia Kabare". Ночной клуб предлагал посетителям различные развлечения: пение, танцы, а иногда и комические представления и выступления магов. Badia организовала свой клуб по примеру европейских кабаре, стараясь привлечь туристов из Среднего Востока и Европы, количество которых в Египте все увеличивалось .И на самом деле ее казино начало притягивать публику со всего мира. Однако это было больше чем просто кабаре – это был популярный социальный центр Каира, часто посещаемый "le beau monde" – бомондом – городскими "сливками". К тому же он предлагал некоторые программы только женщинам, таким образом делая их публичные развлечения доступными не только привилегированным. Комики, такие как Assyrian Naguib al-Rihani, также имели свои номера на сцене Badia. А Rihani alias "Kesh-Kesh Bey" стал единственным мужем Badia.
Самый большой вклад Badia в восточный танец было то, что она подняла этот танец над уровнем традиционного shaabi, или просто популярного. До этого репертуар движений рук танцовщицы был очень ограничен, они выполнялись только выпрямляя руки по сторонам. В свою очередь Badia дополнила этот репертуар поднятием рук вверх, над головой более пластичными движениями, позже известными, как использование "руки - змеи". Кроме того Badia Masabni научила танцовщиц не только новым манерам держать руки, но и во время танца использовать большее сценичное пространство. А до этого Ghawazee и Almeh танцы исполнялись почти в одной точке. Теперь танцовщицы должны были использовать всю сцену, которая была больше им привычной. Раньше традиционные танцовщицы чаще всего импровизировали, но Badia Masabni первая начала использовать танцевальную хореографию. Публика в конце зала не могла видеть мелких движений и поэтому для выступлений начали использовать бутафорские детали, такие как платок. Может быть на этот шаг ее вдохновило выступление Izadorа Dunkan (1877-1927 г.) в Париже. Танец с платком эффектнее выглядел именно для расположенной дальше аудитории. По правде, на использование платка и вышитого чешуей костюма из двух частей ее вдохновили фильмы Голливуда – об этом можно догадаться из экспонированных в музее танца живота плакатов фильмов тех времен.
Другой прекрасной идеей madam Masabni было включение профессиональных исполнителей классической музыки, играющих на традиционных riqq, derboukka и ney или zurna, в ансамбли музыкантов. Taqsim или музыкальные импровизации изменили ясный maqsoum или baladi ритм. Taqsim исполнялся ударными, играя так называемый shiftetelli – al wahda attawilla или иначе masmoudi – медленный ритм baladi. Shiftitelle ритм был не типично египетский, скорее восточный, пришедший по шелковому пути из центральной Азии в Турцию и Грецию, тогдашнюю Османскую империю. Из – за слабого звука shiftetelli звучание других инструментов сильнее выражено во время импровизаций. Кроме ударных, оркестр состоял из нескольких скрипок, виолончели, oud и аккордеона. Композиции стали намного сложнее, поэтому движения должны были отвечать музыке. Музыкальные импровизации вдохновили танцовщиц на исполнение шоу, которые нравились и западной и восточной публике, все эти элементы трансформировали танец живота в raqs sharki или восточный танец. Название "танец живота" придумал французский путешественник XIX в., который увидев необычные ghawazee движения бедер, описал их в своих записках ,называя "danse du ventre" или танец живота. Позже это название получило более широкий смысл.
В своем легендарном кабаре Badia Masabni за 1930-1940г. воспитала две самых влиятельных и современных исполнительниц восточного танца: Taheya Carioca и Samia Gamal, ставших самыми известными танцовщицами середины XX в.
Перевод - Janina Piatkina. Редакция - Ilona Seredochiene