Земли Аксума.
очень интересный блог!
рекомендую почитать!
http://wolfgrel.livejournal.com/281229.htmlк монастырю Добродамо (Debre Damo).Монастырь основан еще в 6 веке нашей эры За-Микаэлем Арагави на вершине горы-останца, размер которой около 1000 на 400 метров и высотой над уровнем моря 2216 метров. Единственный путь наверх – 25-ти метровая стена. По легенде к Арагави во сне явился сам Господь и указал на место будущего монастыря, сказав, что даст в помощь огромного змея, чтобы монах поднялся наверх. Сам архангел Гавриил стоял на страже с мечом, дабы змей не передумал исполнять божью волю. Змей, однако, оказался правильный и обернувшись вокруг За-Микаэля поднял его на верхний уступок, где монах вытесал крест на скале. Ныне этот крест целуют все, кто поднимается в монастырь. [Картинку я выкладывал ранее].
Монастырь уникален и незабываем, но женщинам в него вход запрещен – монастырь исключительно мужской. У всех монахов, а их тут более 600, обет безбрачия. Все животные – только мужского пола. Исключение составляют кошки, ибо они, подобно монахам, могут лезть по скале. И – курицы, потому как – птицы. А птицам, как известно, границы неведомы. Женщины лишь могут подойти к подножью скалы.
Считается, что именно труднодоступность монастыря позволила оставить в целостности все его сокровища на протяжении более чем 1400 лет шумной истории. Сокровища состоят из обширной коллекции иллюстрированных рукописей - среди них есть самые старые фрагменты текстов в Эфиопии - и витиеватых резных фигурок на колоннах и потолке древней церкви, вокруг которой построен монастырь. Фресок как таковых нет, но есть большое количество картин. Считается, что монастырская церковь – самая ранняя из ныне существующих в Эфиопии.
Толстый канат, подобный змию, сплетенный из шкур и жил животных, свисает до самого низа. Есть еще две ленты, из того же материала, - с их помощью поднимают грузы и страхуют желающих подняться. Высоко, но монахи очень быстро преодолевают этот подъем – сказывается многолетняя практика. Я полез с фоторюкзаком и без страховки и, признаться, несколько запыхался к финишу.
У верха скалы растут огроменные опунции, в зарослях которых тусуются крупные зверьки, похожие на грызунов. Местный народ зовет их шиншиллами, но это явно не они – уж очень велики и мордасты. Уж не даманы ли?
Вообще, монастырское сообщество, фактически, самодостаточно. Зерновые культуры и животные выращиваются по окрестностям. Вода – дождевая, для чего по всей площади останца выбито около 1200 ям. Многие из них – весьма глубоки и представляют из себя целый лабиринт пустот и тоннелей (что очень напоминает о высеченных в скале церквях Лалибелы), но увидеть это можно лишь во время засухи. Если воды не хватает, то животные пользуются приоритетом: монахи стараются обходиться без оной.
Фотографировать позволяют и дали специальное разрешение на просмотр фотографий женщинами. Около часа просто сидел на территории монастыря. Очень спокойное место, хотя видно, что монахи не отстают от современных реалий: проведено электричество, кое-где торчат телеантенны.
Специально вызванный мужчина старой лейкой фотографирует пожилого монаха в уважительном, желтом одеянии. На мой вопрос «Зачем?» последовал ответ одного из служителей: «Нашему брату – 120 лет и он готовится встретиться с Богом. Мы хотим сохранить его фотографию на память для всех наших братьев». Стодвадцатилетний брат, в знак согласия, кивнул головой и поднялся как тридцатилетний. Я, стараясь закрыть рот от изумления, быстро спросил: «А сколько самому старшему?» 134. Не знаю, верить этому или нет, но книга рекордов Гиннеса нервно курит в углу.
Знали бы вы, как мне не хотелось оттуда уходить!
На обратном пути попросил водителя заехать к храму Яхо - сооружению, возведенному в 5 веке до нашей эры цивилизацией, от которой, собственно, и пошли современные эфиопы. Храм языческий, со специальными ямами для жертвоприношений. В период распространения христианства рядом с храмом построили церковь, дабы обратить язычников в свою веру. Это единственный храм такого рода, аналогов в мире нет. Сейчас от него остались только стены и часть перекрытий пола.
Поскольку путь наш лежал вдоль границы с Эритреей, а монастырь Добродамо, вообще, находится в 5 км от оной – выяснилось, таки, что тут делали итальянцы.
В 1896 году со стороны Красного моря на территорию современной Эритреи высадились итальянские войска во главе с четырьмя генералами и некоторым количеством бронетехники. Цель – колонизация Эфиопии. Войска были остановлены эфиопским народом, имевшим к тому времени только лук, стрелы и копья, как раз в районе Аксума. Подробную информацию об этой войне можно найти, с подачи моих френдов, вот здесь в Википедии.
Собственно, именно с этого времени, не без помощи европейских держав и стало нагнетаться противостояние между Эритреей и остальной Эфиопией. Несмотря на то, что и в Эритрее и в эфиопском регионе Тиграй живет один и тот же народ, говорит на одном языке и несет одни и те же культурные традиции.
Противостояние выражалось в том, что Эритрея имеет итальянское влияние, а остальная Эфиопия получила английское. Именно англо-истальянские распри привели к тому, что царская Россия (так же имевшая неслабое влияние в регионе) отказалась от колонизаторских замыслов. В итоге, некоторое время назад вспыхнула война, унесшая немало жизней и приведшая к отделению Эритреи. Война шла бы и по сей день, но, к счастью, сменившееся руководство Эфиопии считает, что война не есть средство решения проблемы и игнорирует провокации со стороны Эритреи. Мирный договор, конечно, не подписан и сообщения между государствами нет. Чтобы попасть из Эфиопии в Эритрею надо лететь самолетом через соседний Йемен или Судан. Местные, конечно, ходят туда-сюда: ведь у многих остались близкие родственники по другую сторону границы. Так что если озадачиваться посещением Эритреи, то лучше сразу получать три-четыре визы (в Москве) и делать кружок по всему региону.
Монастырь - на вершине этой горы.
На подходе к скале
"Вход" в монастырь.
Старейшее здание монастыря - церковь.
Этой библии более полутысячи лет.
Используется каждый день.
На крыше "мира".
Этому бодрому старичку - 90.