Может, Вы уже это читали, весьма интересно:
работа по контракту в восточных странах
Рассказывает
Айда Хасан: Мы часто слышим о том, что русские танцовщицы лучшие в мире, что они работают в восточных странах наравне с арабками и во многом даже превосходят их. О том, как поехать танцевать по контракту за рубеж, рассказывает Айда Хассан.
Айда Хассан, или Варвара Столярова, сделала в Египте успешную карьеру как танцовщица, проработав два года в Александрии и больше пяти лет в Каире. В настоящее время она работает и преподает в Москве, является помощником Президента Лиги профессионалов восточного танца и представляет в России крупное иорданское артистическое агентство, которое занимается оформлением международных контрактов для артистов, танцовщиц и музыкантов.
Куда ехать
Прежде всего скажу - не надо бояться ездить на контракты. На достойные танцевальные контракты из России на восток ездят десятилетиями, это существующая, отработанная практика. Насколько я знаю, в Ливан наши танцовщицы ездили с середины семидесятых годов. Сейчас меняются страны, меняются условия, но возможность работать за границей остается.
Страны: Иордания, Бахрейн, Катар, Алжир, Сирия - с этими странами я сейчас работаю. Следующим этапом будут Индия и Кипр, возможно, Объединенные Арабские Эмираты. Я помогаю лучшим пятизвездочным отелям (Movenpick, Sheraton, Crown Plaza, Hilton, Holiday Inn) заключать контракты с лучшими танцовщицами.
Срок: Обычно первоначальный контракт заключается на 1 или 3 месяца. Если качество работы устраивает обе стороны, контракт может быть продлен.
Возраст: Нижняя возрастная планка - 21 год. Если вы младше, вы по закону не можете танцевать в восточной стране. Верхняя планка официально не определена, но на практике стараются не приглашать на работу танцовщиц старше 33 лет.
Условия: Проживание в отеле, в гостевом номере. Полный пансион, то есть трехразовое питание. Все блага отеля, такие как пляж, тренажерный зал, бассейн, сауна и прочее - в вашем распоряжении. Принимающая сторона берет на себя билеты, налоги, отчисления в профсоюзы, оформление визы, оформление разрешения на работу. Ваш паспорт всегда находится при вас. Это условия работы, которые обеспечивают хорошие работодатели.
Разрыв контракта: Работодатель может разорвать контракт с вами, если вы опаздываете на работу или непотребно ведете себя в отеле. Вы можете разорвать контракт, если вам что-то не понравилось. Никаких штрафов вы не выплачиваете. Правда, вам придется купить обратный билет за свой счет. В некоторых контрактах оговаривается и покупка билета для девушки, которая приедет вам на смену.
Цена: Сумма контракта зависит от страны, отеля, уровня танцовщицы, продолжительности и качества программы. Ориентиром служит цена одного рабочего дня (т.е. дня, когда вечером вы выступаете). Работаете вы 6 дней в неделю, и один день может стоить от $60-80 до $100-120.
Мы всегда стараемся прийти к решению по цене, которое устраивало бы все стороны - танцовщицу, работодателя и агента. Могу сказать, что в Алжире мы добились изменения условий работы и повышения стандартной ставки танцовщицы. Если раньше девушка получала $60, и из этой суммы у нее оставалось примерно $42 после выплаты всех поборов, то теперь отель платит $80. Из них $10 идет на уплату налогов, $10 агентству, а танцовщица получает свои чистые $60. Наша ближайшая задача - повысить ставку танцовщицы в Иордании. Украинские танцовщицы, с их невысоким качеством работы и скромными запросами, установили стандарт в $35-40 за рабочий день. Мы стремимся повысить среднюю сумму до $60-70, и уже достигли определенных успехов. Наши девушки работают только на таких условиях.
Наилучшей оплаты можно добиться в Эмиратах - около $150 за рабочий день. Но там пока рынок занят ливанками, и за эту нишу еще предстоит побороться.
Куда не ехать
Турция: Уж сколько раз твердили миру, что не надо ехать в Турцию, и все равно едут. Девушки, забудьте об этой стране. Что бы вам ни обещали, итог, скорее всего, будет один - бордель. Все страшные истории, которые вы слышали о работе за границей - это именно о Турции.
Ливан: Примерно год назад, вслед за Египтом, Ливан принял закон, запрещающий работу иностранным танцовщицам на территории страны, и теперь путь туда нам закрыт.
Египет: Сейчас в Египте делать нечего. Хотя официально закон, запрещающий работу иностранным танцовщицам, снят около четырех месяцев назад, условия работы установлены невыносимые. Последние несколько лет страна находится в состоянии экономического кризиса. Фунт обесценился по отношению к доллару вдвое, но сумма гонорара танцовщицы в фунтах остается прежней. Если вы работаете легально, на постоянном контракте с отелем, 55% вашего заработка уходит на уплату налогов и сборов. Музыкальный синдикат, артистический синдикат и профсоюз профсоюзов, называемый никаба - все они снимают процент с танцовщиц. Кроме того, необходимо получить разрешение на работу от полиции нравов. Чтобы его продлевать, нужно регулярно сдавать анализы на ВИЧ, сифилис и беременность. Это не только унизительно, но и является нарушением прав человека. Да, "Маср - омм эль фанн", Египет - мать искусств, мировой центр восточного танца и арабской культуры вообще. Но с экономической точки зрения работать там сейчас невозможно.
Условия: Не следует ехать куда-либо, если вам предлагают следующие условия. Во-первых, проживание на съемной квартире. Во-вторых, выплата сумм на питание - суммы, скорее всего, не будут соответствовать вашим элементарным потребностям. Не соглашайтесь брать билет за свой счет. Большие проблемы могут возникнуть, если вы поверите в обещание "сделать рабочую визу и разрешение на работу по приезде". Скорее всего, вы въедете по туристической визе и будете работать вчерную. Если принимающая сторона не может четко описать, куда вас приглашают на работу, и рассказывает, что это "ну, не совсем отель", читайте - "это бордель".
Как себя вести
Со всеми на "вы": Сразу установите дистанцию. Вы - артистка, дорогая и знаменитая. Со всеми только на "вы", "мистер", "миссис", на расстоянии вытянутой руки. Никакого панибратства с персоналом отеля любого уровня. Не бойтесь отстаивать свои права, если вас что-то не устраивает. Не рассыпайтесь в благодарностях перед человеком, который принес вам ужин в номер, лучше дайте ему чаевые.
Актриса за кулисами: Ваша аудитория и ваши работодатели живут бок о бок с вами. Ваше выступление не заканчивается тогда, когда вы сходите со сцены. Танцовщица - это не работа, а образ жизни. Никаких растянутых маек, растрепанных косм и заспанных глаз по утрам за завтраком. Бывает, девушки, которых я отправляю на контракт, со мной спорят и говорят, что не станут красить глаза днем. Поймите, вашу природную красоту здесь не оценят. Нужно показать, что вы занимаетесь собой, уделяете внимание внешности. Это очень важно.
Чаевые: Не позволяйте совать вам деньги за пояс или лиф. Если вы танцуете, и к вам тянется грязная волосатая рука с баксами, вы всегда можете шутливо выйти из этой ситуации. Считается корректным брать чаевые в руку. Если гости осыпают вас купюрами во время танца, устраивают "денежный дождь" - это тоже допустимо. Можно принимать чаевые, которые оставляют в конверте на краю сцены.
Чаевыми нужно делиться. Например, если вы работаете с музыкантами, часть идет вам, часть им, часть - мальчику, который собирает деньги со сцены. В некоторых отелях запрещено давать и брать чаевые. Этот момент обходят следующим образом: в холле отеля есть цветочная лавка. Гость покупает внушительный букет или гирлянду и дарит танцовщице. 50% стоимости букета танцовщица получает потом от цветочника.
Облико морале: Дорогие девушки. Спать с главным менеджером отеля совершенно необязательно. Даже в тех отелях, где так было принято до сих пор, нам удалось сломать эту практику. Мы едем танцевать, а не проституировать. Закатите один-два громких скандала на эту тему, и к вам будут относиться уважительно, признав, что вы "не такая". Тем более не следует спать с лифтерами и полотерами! Контракт длится не так долго. Вполне можно потерпеть.
На востоке не молчат о таких вещах. Будьте уверены, что пока вы выступаете на сцене, ваш восточный дружок похвастается каждому встречному - "вот видишь на сцене? Это мое!" и в подробностях расскажет, каковы вы в постели. Ваши сексуальные успехи ни у кого не вызовут уважения. Даже если вы станете любовницей министра, вас будут уважать только в лицо. Это мужской мир, и нужно понимать его правила.
Исключения бывают. Один на миллион. Таким был мой первый муж, Ахмед Дарвиш. Когда мы познакомились с ним, он первым делом поехал в Москву просить моей руки у моей матери. Этот человек шел по Красногвардейскому району, по Коломенскому проезду в смокинге к моей матери.
Ахмед сделал из меня то, что я сейчас есть. Он подарил мне десять костюмов от Айды Нур и оплаченные занятия у Айды на год вперед, по четыре часа каждый день. Он был достаточно богат, чтобы просто посадить меня за свою спину и обеспечить мне безбедную жизнь. Но он говорил: "Накормить голодного легко. Но лучше - дать ему удочку, чтобы он сам поймал себе рыбу". Это то, что он для меня сделал. Мы разошлись, как добрые друзья, когда я начала взрослеть, а он начал стареть. У нас была большая разница в возрасте - 30 лет и 3 дня. Да, это один случай на миллион.
Что с собой везти
Программа: Продолжительность и формат программы оговариваются заранее, при заключении контракта. Это может быть 2 выхода по 20 минут с перерывом в час, 2 по 30 минут, полное шоу в 45 минут и так далее. Стандартная программа демонстрирует все ваше мастерство, а также полное и глубокое знакомство со всеми стилями и направлениями восточной музыки и танца.
Пример программы:
1 отделение
Выход, или межансе (искаж. фр., устоявшийся на востоке термин): как правило, с платком. Вы приветствуете аудиторию, занимаете всю сцену. Музыка представляет собой микс из разных ритмов и стилей: вы показываете, что владеете каждым. Выход продолжается около 7 минут.
Середина: характерные вещи. Вы общаетесь с аудиторией. Музыка выбирается известная, такая, под которую публика может подпевать или хлопать. Этот номер требует хорошего знания текста песни как минимум. По большому счету, танцовщица должна знать арабский язык.
Горячий хит: современная музыка, хит сезона. Вы показываете, что вы на гребне волны, в курсе тенденций.
Старая классика: что-нибудь из Ум Кальсум, Фарида Эль Атраша или Абдель Халима Хафеза.
Перерыв
2 отделение
"Табло": народный танец. Александрия, саиди или балади. Это театрализованный номер, привязанный к тексту песни, к фильму или спектаклю, из которого эта песня взята. Могут использоваться соответствующие аксессуары.
Отдых: более мягкая и легкая вещь, эстрадная, чтобы внимание публики могло отдохнуть. Только забудьте про "Хабиби я эйни" и "Шик-Шак-Шок"! Эти прекрасные композиции настолько заезжены, что будут слышаться примерно так, как песня "Белые розы" группы "Ласковый май".
Снова классика
Барабаны: самая эмоциональная и зрелищная часть программы. Приберегите ее на финал.
Музыка: Берите с собой CD и MD. Хотя в большинстве случаев вы будете работать с живым бэндом, вы привозите с собой подготовленную программу. Дайте запись вашей музыки оркестру, чтобы он выучил репертуар. В программе можно чередовать номера под запись и под оркестр. Все эти моменты оговариваются при заключении контракта.
Можно заказать композитору музыку для вашего межансе. Это обойдется вам довольно дорого - до $5000.
Работа под живую музыку сильно отличается от танца под запись. К сожалению, в Москве практически нет бэндов, с которыми вы могли бы практиковаться, чтобы выезжать на контракт подготовленной. Самое большее, что вы можете сделать - это нанять таблиста и тренироваться с ним. Помните, что танцовщица - ведущая, а таблист - ведомый. Он подстраивается под вас, а не наоборот.
Первый человек, с которым нужно установить хороший контакт, когда вы приехали на контракт - это не менеджер отеля и не представитель агентства. Это таблист. Если вы друг другу не понравитесь - шоу не будет.
Костюмы: Элементарная математика: если за вечер вы показываете два костюма, а с собой привезли три программы, у вас должно быть шесть костюмов как минимум. Не рассчитывайте купить что-либо на месте, везите все с собой. В какую бы страну вы ни ехали, вы можете ориентироваться на египетскую костюмную моду. Помните, что в стране могут быть установлены определенные правила для костюмов, которые не лишне уточнить перед выездом на работу. Например, в Египте полиция нравов предписывает закрывать подмышки, закрывать живот сеткой, разрезы на юбке делать не больше 5 см выше колена. Эти правила мало кто выполняет, но если вы перейдете кому-то дорогу, на вас могут натравить полицию нравов и дело может дойти даже до задержания и высылки из страны.
Обувь: каблуки крадут 40% техники. Да и публика больше любит, когда танцуют босиком. Когда вы исполняете "табло", или танцуете в платье, можно надеть туфли, но потом избавиться от них. Впрочем, если пропорции вашего тела значительно выиграют от каблуков, лучше танцевать в них. Есть знаменитые танцовщицы, например, Сурайя или Асмахан которые выступают на каблуках по этой причине, но показывают блестящую технику.
Записала Мария Крижановская
с сайта
www.bellydance.ruМатериал, скорее всего, уже устарел. Я по поводу настоящей работы Айды Хассан, Даниэлла говорила, что она давно уже в России