Сихам, 2012
Всеукраинский журнал о восточных танцах "Захарит"
[center]
Чужие среди своих – иракские каулия[/center]
[right]“Невозможно представить себе более полное слияние с природой, чем у цыган”. Ференц Лист[/right]В последнее время на наших конкурсах стало модным исполнять некие энергичные танцы под общим названием ираки. При этом все чаще возникает вопрос: близка ли такая интерпретация к аутентичным танцам или всё это - эстрадная фантазия? Просматривая иракские музыкальные видеоклипы, мы находим упоминания о каулия – иракских цыганах. Я решила выполнить небольшое исследование и выяснить, кто же такие эти каулия, какова их роль в развитии иракского фольклора.
Основное население Ирака - арабы-шииты и арабы-сунниты, остальные меньшинства составляют около 5-10 %. Среди этих 5-10 % в большинстве - курды, ассирийцы и туркоманы (туркмены), намного меньше персов, евреев, езидов, армян и, собственно, каулия (цыган).
Большинство исследователей считает, что предки современных цыган в 7 веке мигрировали из северных районов Индии и впоследствии распространились по всему миру. Вероятней всего, цыгане достигли долин Евфрата приблизительно в 12 веке после странствий по территории Ирана. Существует также версия, что первоначально каулия прибыли из местности под названием Каули (Индия) и основали в Ираке одноимённую деревню, расположенную вдоль дренажного канала в 100 милях к юго-востоку от Багдада. Иракская ветвь состояла преимущественно из артистов, в то же время некоторые из клана были торговцами. Цыгане всегда очень легко адаптировались к местным языкам, религии, традициям, сохраняя при этом собственные исторические культурные корни. Они восполнили недостаток развлечений и фантазии в городских общинах, демонстрируя свою страсть к музыке, танцам и яркой жизни. Но часто, будучи чужаками, они подвергались преследованию и дискриминации.
Деревня Каулия в Ираке – никто здесь больше не живёт.Несмотря на то, что каулия являются мусульманами, они и теперь остаются изгоями в Ираке. Мнения расходятся в точной последовательности событий, которые привели к уничтожению деревни Каулия. По данным властей, несколько месяцев до этого в деревне проводилась активная исламская религиозная пропаганда для установления «правильного» образа жизни: устраивались массовые пятничные молитвы, проводились лекции, демонстрировались документальные видео. Но каулия отказались менять свой традиционный жизненный уклад. Некоторые наибеднейшие районы, известные своими секс услугами и криминалитетом стали мишенью для религиозных фанатиков, которые после окончания войны и падения власти Саддама Хусейна, воспользовались всеобщим хаосом и решили избавиться от неблагоприятного соседства. По сообщениям, в 2003 году каулия были изгнаны из пригорода Багдада на север страны, в ближайшие города Кербела, Ан-Наджаф, Хилла. Сама деревня с одноимённым названием была уничтожена вооружёнными группами от мусульманско-шиитской верхушки, по другой версии каулия просто выселили, оставшееся имущество было разграблено местными мародёрами, а вооружённые силы США ничего не предприняли. Но подлинные обстоятельства неизвестны. Информации о теперешней ситуации в Ираке очень мало. Многие цыгане-каулия сейчас живут в деревнях-гетто, где абсолютно неразвита инфраструктура, подача газа и электричества. При этом они считают себя полноправными членами иракского общества и выступают против гонений со стороны агрессивно настроенных религиозных фанатиков. Несмотря на блокпосты на входе в деревни-гетто, много каулия покинуло эти места. По оценкам из 450 семей осталось 120 наибеднейших. Всего в Ираке насчитывается около 60000 цыган.
Но до 2003 каулия были весьма популярны в Ираке. Мужчины работали профессиональными музыкантами, а женщины исполняли песни и танцы. Семьи каулия выступали как профессиональные творческие коллективы и сами обучали своих детей музыке и танцам. Их часто приглашали на праздники, вечеринки, свадьбы. В интернете можно посмотреть старые занимательные видео танцовщиц каулия, девушек-цыганок, вращающих своими длинными волосами. Возможно, теперь они выглядят немного смешно с причёсками в стиле 80-х, подплечниками, рукавами-фанариками. Танец каулия обычно основывается на популярных ритмах иракской музыки. Яркие залпы барабанных дробей, активная энергия, с которой танцуют каулия, сделали эти выступления очень зрелищным, поэтому их деятельность поощрялись правящей верхушкой во времена эры Саддама Хусейна. Часто так называемые ночные клубы располагались непосредственно в жилых домах, куда люди могли приходить на частное представлении с музыкой, танцами, а также едой и выпивкой, или приглашать музыкантов к себе на праздник. Но, несмотря на бытующее мнение о том, что каулия также предоставляют сексуальные услуги, большинство являются исключительно артистами. В данный момент цыгане-каулия живут во всём Ираке. Жители столицы называют их шруги, что означает «восточные» люди (с юга Багдада, где расположено много сел). Современные каулия другие, они не выглядят как сельские жители: деревни развиваются, люди переезжают в города. Они часто живут в достатке, и цыганское происхождение иногда можно распознать только по акценту. Тем не менее, девушке-каулия очень сложно удачно выйти замуж. Они чаще всего остаются людьми второго сорта.
Цыганское наследие в поп-культуре.Примечательно, что каулия сделали большой вклад в развитие иракских народных танцев, придав фольклорным стилям шоу-оформление. То, что мы видим в клипах — это модернизированный эстрадный вариант, а нисколько не аутентичный. Махровый фольклорный танец неуместен и скучен в баре или ресторане. Цыганские артисты разнообразили движения, аксессуары своих шоу, делая танец зрелищным и незабываемым. Так, показательна история возникновения танца с двумя кинжалами, который связывают с танцовщицей Мелаин. Мелаин с арабского переводится как «миллионы», её еще называют Дананир (мн. от слова «динар» - иракская валюта) — из-за ее больших гонораров. Она первой начала танцевать с кинжалом под песню, содержание которой в том, что любимый покидает девушку и этим причиняет ей смертную муку. Мелаин утрировала содержание песни, показывая, что слова ранят, подобно острому кинжалу. Публика с восторгом приняла этот танец, после чего остальные танцовщицы начали подражать Мелаин.
Музыканты творчески перерабатывали народные мелодии, превращая их в настоящие хиты. Известная иракская вокалистка-каулия, Сажда Обейд, исполняет интересные попурри из народных песен, добавляя колоритный иракский мауаль.
Искренне надеюсь, что в будущем поклонницы арабского танца и ценители фольклора смогут учиться у преподавателей-иракцев и получат возможность увидеть вживую выступления Иракской национальной фольклорной труппы, не ограничиваясь просмотром роликов из ночных клубов на ютубе.[/quote]