Номинация Сеньоры. Размышления о конкурсном беллидансе и не только…
Мне кажется, что номинация сеньор в российском беллидансе превратилась сегодня в одну из самых интересных и популярных на любом конкурсе. Сеньор уже знают, от них многого ждут… Их любят. И я надеюсь, что в наших силах оправдать эти ожидания, не разочаровать зрителя, быть примером достойного взросления, прекрасной зрелости. Словом, всего того, что мы вкладываем в понятие
истинная женщина, прослыть которой любой из нас, наверно, много лестней, чем считаться просто красавицей. Каково же это – быть женщиной, возможно, и далекой от совершенства, но которой просто невозможно не восхищаться? В моем понимании это, прежде всего, личность, рожденная из сочетания таких качеств, как:
• обаяние;
• женская мудрость – нечто более тонкое и изощренное, чем прямолинейный мужской разум. Это способность просчитывать последствия своих женских поступков на много ходов вперед, с самым невозмутимым видом добиваться желаемого, иметь со всем миром приятные отношения и, несмотря на весьма разнообразный жизненный опыт, все же умудриться сохранить безупречную репутацию;
• природные артистические способности, легко позволяющие стать своей в любой компании;
• отличный вкус и чувство меры – т.е. умение выглядеть эффектно при любых обстоятельствах и привлекать сторонний взгляд к только своим достоинствам, а несовершенства - искусно маскировать или, что еще круче, обращать в пикантную изюминку;
• незаурядность, одинаково проявляющаяся и в умении носить экстравагантные вещи, и в способности неординарно мыслить;
• способность в любом обществе притягивать к себе внимание не только своим внешним обликом, но и меткими замечаниями, вставленными к месту и свободно изложенными на языке именно этого собрания (каждый раз, услышав новое словечко и понимая, что вообще-то вряд ли когда-нибудь отважусь произнести его вслух в приличном месте, я все же бурно радуюсь многогранности нашего великого могучего и веселюсь, предвкушая новые открытия…
) ;
• четкое осознание принадлежности к своему полу и постоянная готовность активно выражать это всей своей женственностью - с помощью кокетства, лукавства, капризов, милого притворства, с помощью искусно изображаемой беспомощности или ошеломляющего откровенного напора;
• чувство юмора, сразу располагающее к ней людей независимо от их пола, возраста или степени учености и нередко помогающее обратить в шутку причину накаляющихся отношений.
И все это – легко, от всей души и с искренним энтузиазмом.
К чему это я? Да к тому, что все вышеперечисленное, наверно, и есть именно то, что мечтают выразить сеньоры в своем танце. Согласитесь сами - юной девушке вполне достаточно иметь хорошую кожу, ухоженные волосы и гармоничную фигуру, чтоб обратить на себя внимание. А если при этом она еще и умеет мило улыбаться, то вполне может позволить себе не заморачиваться особой глубиной своих речей и поступков. Поклонников будет и так, хоть отбавляй. Так же и в танце: конкурсантке из номинации Взрослые этого набора вполне достаточно, чтоб смотреть на нее было хотя бы просто приятно. Иное дело – сеньора. Я сейчас не имею в виду молоденьких женщин немногим больше 30, перешедших в сеньоры из Взрослых и даже Профессионалов после активного многолетнего танцевания. Я говорю о женщинах, попавших в беллиданс уже в далеко не юном возрасте, которым плюс-минус 40, причем, часто - сильно плюс, потому что речь идет и о грандсеньорах тоже, а это уже танцовщицы за 50, а то и за 60 лет. Так вот, эти дамы, дозревшие до участия в конкурсе, как правило, отличаются особенным, просто всепоглощающим желанием танцевать. Они готовы заниматься своим обучением денно и нощно, им интересны разговоры только об этом, и если б лимит их времени, денег и здоровья был неограничен – поверьте, они бы не пропускали ни одного мероприятия, связанного с танцами... Что вполне объяснимо. В таком возрасте у большинства – устойчивые семьи или хотя бы более-менее стабильные отношения, подросшие дети и определенный материальный достаток. И уже есть возможность перевести дух и задуматься – а куда ж я бегу-то?... Да, я жена, я мать, я успешный работник…. Но где же я САМА? Для себя? Где я как личность?.. И тут приходится делать выбор – плыть по течению, смиренно принимая неумолимо приближающийся закат своей женской истории, или еще побороться, пытаясь оставаться истинной женщиной. Для начала - хотя бы в собственных глазах… занявшись, к примеру, беллидансом.
Увы и ах, но сохранить юную свежесть во внешнем облике удается, разумеется, далеко не всем. Обычно это дама, уже слегка примятая грузом прожитых лет, который оставил на ее внешности свои не слишком деликатные следы. Модные диеты и слой грима спасают уже не всегда… Но если она твердо решилась на перемены, то у нее действительно есть все шансы стать интересной танцовщицей, притягивающей к себе внимание не меньше, чем иная успешная молодая леди.
Что мы имеем? У нас в активе - большой жизненный опыт, который, как в том примере с превращением недостатков в изюм, будет здесь очень кстати. Благодаря этому опыту мы уже научились красиво подавать свой собственный шоколад - сливочный, взбитый, горький, белый, соленый, горячий… с фруктами, с орешками… Разный. В зависимости от настроения. Но всегда – вкусный (надеюсь
...) И поэтому сделать наш танец увлекательным нам уже гораздо проще, чем неопытным девчонкам, еще мало битым
трудной женской судьбой . А еще все наши годы мы старались развивать в себе хороший вкус и чувство меры, которые теперь станут нашими главными помощниками в подборе подходящей музыкальной композиции и удачного костюма. И у нас уже вполне хватает женского ума, чтоб создать на сцене образ очаровательного, открытого, дружелюбного человека с благородными манерами – а этот образ на любого зрителя всегда действует безотказно. Конечно, и у нас есть свои слабые звенья. Сеньоры часто приходят в танец физически и, тем более, хореографически неподготовленными. И поэтому у них гораздо меньше возможностей для того, чтобы в достаточной мере овладеть техникой танца. С этим, как правило, уже сложно что-либо поделать. Остается завидовать тем счастливицам – а они, к счастью, тоже есть - которые представляют собой впечатляющую конкуренцию технически сильным молодым танцовщицам. Большинству же сеньор с тем, что техника – не самая сильная их сторона, приходится просто смириться. Рискую показаться занудой и ханжой, ибо сама ленива не в меру, но все же замечу, что это ни в коем случае не освобождает нас от стремления совершенствовать свои технические навыки на каждом занятии. Каким бы тяжким и скучным занятием это нам ни казалось. В конечном итоге наши усилия обязательно себя оправдывают.
Итак, дама пришла обучаться беллидансу. Отзанималась энное количество времени и уже познала азы сего дивного искусства. Потихоньку стала отличать саиди от халиджи. Уже поняла, что танцевать под Араша – это «фу, попса!..» Ее мобильник сигналит только голосами арабских певцов. Она наконец перестала вздрагивать от пронзительного голоса Хакима и заодно узнала, что Фатма Серхан – это женщина… Глядя на видео Дины, уже не говорит: «Фи, а что тут такого – да я и лучше могу…» И даже пытается повторить перед зеркалом ее фирменную проходку... правда, пока без свидетелей
… Более того, стала находить некую прелесть в завываниях старинных певцов, совсем еще недавно нагонявших тоску и уныние… Словом, наша барышня созрела для конкурса
. И теперь буквально бьет копытом от нетерпения ошеломить публику собственным сценическим шедевром.
Тут же возникает куча вопросов:
1.
Подо что танцевать в классике?2.
Что выбрать для фолка?3.
Как уложить композицию в 3 или (о ужас!!!) в 2 минуты 15 секунд?4.
В чем танцевать?5.
Как танцевать?
Пытаясь ответить на эти вопросы, вполне допускаю, что кто-то со мной не согласится. Но, тем не менее, постараюсь ответить честно.
Итак,
наше меню. Первое, что сразу приходит в голову - девочки,
танцуйте классику, не ошибетесь! Это всегда актуально, эффектно, уместно, благородно и идет сеньорам более всего. Под классикой в данном случае я имею в виду песни, которые когда-то сочинил великий Мохаммед Абдель Вахаб, которые когда-то спели гениальная Матушка Кальсум, пронзительный Абдель Халим Хафиз, великий меланхолик Фарид Атраш, солнечный Ахмад Адавеййя, светлая Файза Ахмад, невероятно трогательная, женственная и очаровательно смешливая Азиза Джалал… А тем сеньорам, которых оригинальные версии классических песен пока еще не сильно возбуждают, советую искать оркестровые переложения этих песен или их перепевки современными молодыми певцами. Как правило, они аранжированы в более эффектной манере, в них ярче выявлен ритм, они гораздо более удобны для нашего сценического движения. Должна заметить: танцевать под эти песни морально очень и очень непросто. Потому что до тебя и вместе с тобой (даже на одном конкурсе) с этим уже выступали сотни раз. И будут еще столько же. И требовательная к себе танцовщица, наверно, должна задуматься – а сумею ли я как-то выделиться в этой толпе, среди которых десятки прославленных звезд, смогу ли показать что-то свое, удивить, запомниться? И вообще – вполне ли я уже достойна замахиваться на
Вильяма нашего Шекспира?... И только честно ответив себе «Да!», можно приступать к работе.
Для тех, кто всё же пока сомневается, выбор так же велик - есть много интересных
современных песен, благородно звучащих в исполнении таких певцов, как Варда, Нур Мхенна, Жорж Вассуф, Собхи Тауфик, Мелхем Барокат, Ваэль Джассар, Асаля, Наджва Карам…
Можно подумать и над
межансе, который, на мой взгляд, как раз интересен тем, что в каждой его части можно показать себя в самом разном образе. Ассортимент его весьма обширен, и подобрать интересную композицию в более-менее спокойном темпе, подобающем сеньоре, совсем несложно.
А еще лично я глубоко уважаю дам, достойно танцующих
такасим. Вот где огромное поле для показа своих технических способностей и того самого арабизма, предмета вожделения каждой уважающей себя белльдансерши – с характерными затяжками, затактами, синкопами, внезапными остановками, сладкими длиннотами и томительными долгими паузами, разрешающимися торжеством долгожданного баледи… Выбравшие для себя этот жанр имеют завидную возможность одним махом вывалить на голову несчастного зрителя весь накопленный запас собственного меда и патоки…
Словом, очень рекомендую.
Cтоит обратить внимание и на
композиции, написанные специально для оркестра, которые звучат более возвышенно и даже несколько сдержанно по сравнению с эмоционально открытым тарабом. Аккуратно-интеллигентное исполнение такого танца вполне может вызвать интерес у зрителя, предпочитающего суховатый академический стиль золотого века арабского беллиданса.
А вот подо что сеньоре все-таки уже
не надо бы танцевать – так это под откровенную попсу (твердое «НЕТ!», как бы ни жгло пятки!), а также под надрывные песни о несчастной любви со всеми прилагающимися к ней муками и терзаниями. Грешна – я и сама с удовольствием пускаю слезу под бархатный баритон красавчика Ваэля Кфури, но понимаю, что многие чересчур романтические баллады этого господина нам, взрослым дамам, уже не совсем к лицу... т.е. к танцу. И все же иногда случается, что какая-то вроде бы не слишком подходящая для нас песня цепляет так, что преследует днем и ночью, превращаясь в наваждение. И если вы действительно не в силах это побороть и все-таки жаждете изобразить ураган страстей – так и быть, танцуйте и радуйтесь жизни… Как говорится, если нельзя, но очень хочется, то можно! Только - чур! - пропустите весь этот ураган не только через сердце, но и через трезвую голову ВЗРОСЛОЙ женщины. Не забывайте о чувстве меры и даже легкой иронии. Ни в коем случае не бейтесь в истерике и не убивайтесь насмерть… Будьте выше, дамы! И то правда – ну как-то несолидно благородной сеньоре все еще идти на поводу своих страстей! Пора бы ей уметь управлять своими эмоциями, как королеве любимыми, но слегка слабоумными подданными - по-матерински и не совсем всерьез…
В любом случае, к выбору композиции следует отнестись с большой ответственностью, ибо удачно подобранная музыка играет чуть ли не решающую роль в том, чтобы танец смотрелся эффектно и притягивал внимание.
2.
Для фолка я бы советовала выбирать те жанры, в которых состоявшаяся женская природа заиграла бы всеми красками. В первую очередь, я говорю о
баледи - женственном, кокетливом и изящном… О
халиджи, где, для отвода глаз замаскировавшись широченной хламидой, мы без зазрения совести можем удивлять зрителя своей слегка утомленной, но по-прежнему жадной до любви чувственностью… голливудская улыбка Тем, кому хочется не просто станцевать, а еще и по-настоящему сыграть, замечательно подходит
шааби. В последнее время он особенно обласкан сеньорами, ведь там можно от души позабавить зрителей, пошалить, опасно балансируя на грани дозволенного – короче говоря, почувствовать себя настоящей актрисой. Очень идут сеньорам такие стили, как
туниси и
гаввейзи. Как мне кажется, их яркая экзотичность - в движениях, костюмах, аксессуарах, в ритмическом и инструментальном сопровождении (особенно в туниси) и характерная гнусаво-резкая манера пения (в гаввейзи) - дает огромный простор для воплощения самых ярких сценических идей. С этими танцами есть все шансы если и не победить, так уж точно выделиться. Весело смотрятся сеньоры и в
нубии, потому что там всегда зажигательная музыка и не слишком сложные забавные движения. Но скажу по опыту – не беритесь за нубийский танец, если мечтаете о победе. Хоть и надо сильно постараться, чтобы его испортить, но именно в силу своей технической и эмоциональной незамысловатости вряд ли он выдержит сравнение с другими более сложными жанрами. Также с большой осторожностью обращайтесь к таким стилям, как
саиди,
ираки или
марокканский танец. И не только потому, что они сложны в исполнении. Даже если технически всё у вас и получается, все-таки снимите это на видео, посмотрите на себя и потом честно ответьте - а пристойно ли смотрятся ваши задорные (как вам кажется) прыжки в саиди, не слишком ли несолидно вы вертите головой и скачете в ираки (который там вообще-то исполняется специально приглашенными профессиональными танцовщицами, не особо обремененными моральным устоями), не слишком ли откровенно трепыхается ваша
шикарная фатима в марокканском танце…?
Может быть, все-таки оставим эти танцы легкомысленной молодежи, которую подобные движения только украшают? И опять же - если вас все-таки угораздило влюбиться именно в эти жанры (что немудрено, ибо весь арабский фолк – сплошное искушение для настоящего гурмана), то старайтесь все-таки выбирать для себя композиции с более спокойным темпом, в которых вы можете показать свое наслаждение именно от манеры исполняемого танца, а не от его технических наворотов. Суетиться нам уже совершенно ни к чему. Уверенная неспешность – вот то, что может украсить любой сеньорский танец. То же могу сказать и об
искандарани, который на наших конкурсах традиционно исполняется тоже в фолке. Давно опровергнут миф о том, что сеньорам якобы неприлично танцевать искандарани в силу его непристойности. Полноте - танец как танец и к девицам легкого поведения отношения не имеет. Но, по моему мнению, не стоит сеньоре, даже и очень моложавой, надевать на себя короткое александрийское платье с оборкой наискосок. Иначе можно запросто усомниться в мнимости мифа...
Есть ведь и другие варианты. Симпатично и стильно смотрится платье с той же косой оборкой, но ниже колен. Хрестоматийный пример – роскошное александрийское платье с виноградными гроздьями Татьяны Федяевой. Ну, о туалетах мы еще поговорим.
3.
Музыкальная нарезка. Увы, в классике с этим большой напряг. Втиснуть «Ана фи интизарак» или «Габбар» в 3, а то и в 2 минуты – практически невыполнимая и весьма болезненная процедура. Когда привыкаешь к определенному звучанию не то, что каждого куплета, но и каждой ноты в песне, вырезать из нее куски - сплошное надругательство. А что делать? Деваться некуда – приходится резать. Но старайтесь делать это так, чтоб композиция все-таки оставалась узнаваемой, не сокращайте привычно ожидаемые фразы, доводите их до конца. Лучше пожертвовать целыми частями в том порядке, в котором они идут, и станцевать пускай только один куплет, но полностью, чем выдергивать по одной строчке из каждой части, стремясь охватить всё. Поверьте - нет ничего ужасней для слуха… и просто взрыв мозга, если понимаешь, о чем текст. Конечно, экспериментировать с менее известными композициями намного проще. А имея хоть какой-то опыт монтажа классики, работать над резкой фолка уже не слишком сложно - как правило, куплеты там четко обозначены, и составить логичную законченную композицию вполне реально.
4.
Вопрос о костюмах - тоже очень важный. И не всегда бесспорный. Мне кажется, что здесь решающим фактором должно быть стремление выглядеть на сцене достойно, согласно сеньорскому статусу. Я не говорю сейчас о комедийных или шоу-номерах, где ради идеи, наверно, на многое можно закрыть глаза… Поговорим о наших нарядах в классике. Многие сеньоры (и даже грандессы) с хорошо сохранившимися фигурами предпочитают надевать бадлу (традиционный лиф с юбкой), оставляя живот и руки открытыми. Ну, что тут скажешь, сберегли талию – молодцы! наверно, имеют право ею гордиться… Хотя, если честно, личные предпочтения по этому поводу у меня немножко другие… Ведь стройная девушка и стройная дама – это далеко не одно и то же. Потому что у большинства таких дам (особенно у излишне худощавых) все-таки уже потеряна упругость кожи – а ведь именно это и есть самый важный показатель молодости. В таком случае – стоит ли обнажаться? Чтобы удивить стройными линиями тела при очевидно немолодой коже? И вообще - любой животик, даже очень красивый, под сеткой выглядит как-то загадочно и намного симпатичней – на мой вкус
... И совершенно прелестно смотрятся хотя бы слегка «одетые» ручки… Причем, не только у сеньор. А уж если фигура далека от идеала, то тут даже сеткой не обойтись - лучше бы надеть закрытое платье, даже если девушка танцует в досеньорской номинации. Есть масса примеров, когда такой наряд, сшитый умелым мастером, только добавляет шарма любой фигуре. И не надо бояться того, что прикрыв живот, мы растеряем остатки своей техники. Если она, то бишь техника, имеется, то и в платье ей деваться некуда. Как говорится, «луну подолом не закроешь»…
5.
КАК танцевать сеньоре? Тема эта, конечно, для более углубленного анализа, нежели журнальная статья. Если в двух словах, то скажу следующее. Самая сильная сторона сеньорского выступления – в ее особенной эмоциональной подаче. Если кто-то способен добавить к этому хорошее управление своим телом – вообще замечательно. Но все-таки главное в танце – это история, которую нужно прожить на сцене. Если это песня, то надо всем сердцем понимать ее смысл и танцевать об этом. Если это инструментальная композиция, то совершенно нелишне будет придумать к ней свою собственную историю и образ, который будет раскрываться со всех сторон. Включайте свою фантазию, не стесняйтесь показывать свою нежность, чувственность, будьте уверены в своем обаянии, в своей женской власти, постоянно ведите со зрителем, этим вашим воображаемым возлюбленным, разговор - глазами и руками… Кокетничайте, флиртуйте с ним, обижайтесь, жалуйтесь, надувайте губки, великодушно прощайте и – любите… любите от всей души! Но самое главное – естественность и честность. Не притворяйтесь, не делайте вид – будьте той, кого изображаете. Нет никого благодарнее зрителя, увлеченного вашей историей. Ведь тогда он видит только то, что вы хотите ему показать – что вы удивительная, интересная и притягательная. Он не только прощает ваши несовершенства – он их просто не замечает. Такой вот удивительный фокус. Если в танце есть живая искренность, то совершенно разные люди, не сговариваясь и не желая даже анализировать причин, потом говорят: "Да, это действительно было прекрасно..." Но нет зверя страшнее, чем зритель, смотрящий на артиста с недоверием и даже насмешкой, потому что чувствует его неестественность и фальшь. И никакая натянутая улыбка при холодной душе не поможет. Значит, обязательно надо научиться показывать свою уникальную душу, беря в помощники жизненный опыт, эмоциональную зрелость и самодостаточность.
Еще раз повторю, потому что это ОЧЕНЬ важно – не забывайте любую, даже самую драматическую, историю в танце замешивать на доброй порции юмора. Никогда не будьте слишком серьезны на сцене, не забывайте об иронии и особенно самоиронии. И к занятым на конкурсах местам относитесь все-таки легко. Не оглядывайтесь на мнимых соперников - стремитесь перещеголять только себя саму. Процитирую гениальные слова из одного замечательно фильма – «важно не то, КАК ты играешь, а то, насколько тебе это нравится…» Главное - мы обожаем танцевать и ДЕЛАЕМ это. Значит, мы уже все – победители. Поэтому желаю всем своим подругам отваги, мужества, нескончаемой любви к танцу, терпения и уверенности в своих силах. И в хорошем смысле - безбашенности… А для вдохновения напомню еще раз - истинной женщиной становятся все-таки с возрастом… И быть сеньорой беллиданса – еще один шанс показать это всему свету.