Главное в любом эфиопском доме – это инжера, плоские ноздреватые блины серого цвета из муки растения тефф, произрастающего на горных африканских склонах. Хозяйки заквашивают тесто, и оно бродит три дня, пока не покрывается тонкой серой пленкой. Потом хозяйка выливет тесто тоненькой струйкой на круглый железный лист, и оно мгновенно вскипает крупными пузырями. Получалась горько-кислая лепешка диаметром сантиметров шестьдесят. Без нее эфиопы не представляют себе трапезы, ведь инжера служит им не только хлебом, но и скатертью, и тарелкой, и салфеткой.
Инжеру расстилают на столе и выкладывают на нее различные кушанья. Ложек и вилок не подают. Каждый отрывает себе кусок ноздреватого блина, заворачивает в него еду и ест. Испачканные в соусе пальцы трапезничающие вытирают об инжеру.
Вторая главная составляющая эфиопской кухни – это разные виды жаркого под общим названием «вотт». Жаркое всегда едят с острыми соусами. Самый жгучий соус – это «чоу-бербери».
С этим соусом едят говядину, курицу, заворачивая острое кушанье в инжеру.
Эфиопы не употребляют в пищу замороженное мясо – только свежее, лучше парное. Из хорошего куска говядины можно сделать «тыбс вотт» — кусочки говядины, жаренные с перцем. Поджарить их вместе с острым перцем в раскаленном масле, выложить на инжеру и полить соусом «бербери» — что может быть лучше?
На свадьбах подают вариант «вотт», который называется «китфо» и делается только из свежайшего сырого мяса, также залитого острым соусом. (Напоминает разновидность бифштекса «тартар» — перемолотого сырого мяса с большой дозой острых специй и пряностей).
«Вотт» готовится и с птицей, называется «доро вотт».
И еще один рецепт, на этот раз из зеленой чечевицы. Сваренная чечевица выкладывается на инжеру рядом с красным соусом «бербери» и коричневатыми куриными ножками – все это создает красивую цветовую гамму.
Представьте себе: сидите вы в белых одеждах «зурия» и шалях «каба». Перед вами низенький стол, где разложены на больших пластах инжеры кушанья: «китфо» и «доро вотт» в соусе «хамли», «кык вотт» с «чоу-бербери».
Вы запиваете еду медовым напитком «теж», хмельным и коварным, от которого становится легко голове и тяжело ногам. У вас горит во рту, и точеные, как эбеновые статуэтки, девушки приносят вам чашечки с крепким эфиопским кофе, лучше которого нет во всем мире. Ведь само название «кофе» пришло из Эфиопии, из провинции Каффа — области на юго-западе Эфиопии. Вы пьете ароматный напиток маленькими глотками и понимаете, что прав был царь Соломон, чтивший эфиопскую царицу Савскую превыше всех женщин мира.