НЕМНОГО О НАЦИОНАЛЬНОЙ УЗБЕКСКОЙ ОДЕЖДЕ.Форма и стиль одежды определялись климатическими условиями, а также родоплеменными традициями в сочетании с определенными обрядами и обычаями. До конца 19 в. и начала 20 в, одежда, несмотря на различные влияния и изменения моды, сохранила единый, архаичный стиль. Она была широкой, длинной, скроенной прямо из целых кусков ткани и скрывала форму тела.
Следует различать повседневную, праздничную и траурную одежду. Материал для зимней и летней одежды был одинаковым, Женская, мужская и детская одежда была очень схожа как по форме, так и по покрою.
Мужчины обычно носили длинные рубашки кушак из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, сверху - халат (халат, тун, чакман). Летние халаты были пошиты из легких тканей. Зимние же были стеганые и на ватной подкладке. На халатах обязательно имелись по бокам разрезы, которые облегчали сидение на полу и езду верхом, а также создавали большее удобство при ходьбе. Для холодных зимних дней и для путешествий имелись шубы. В качестве поясов у простых людей служили кушаки или поясные платки бельбаг.
Бобо из Самарканда
Халаты и пояса были важной составной частью праздничных и придворных нарядов. Они могли быть изготовлены из бархата с вышивкой золотыми нитями, парчовых или абровых тканей. Наряду с этим имелись пояса с вышивкой шелковыми нитями на хлопчатобумажной ткани или коже, а также кожаные пояса, которые могли быть обтянуты бархатом и иметь серебряные пряжки и поясные украшения. На поясах могли быть подвески для ножей, сумочек для ношения денег, табака и т.д. Эти типы поясов могла носить только знать. Простой народ хранил табакерки, кошельки и подобное в складках поясного платка или кушака.
Знатный купец из Бухары
Штаны иштон, балак имели очень широкий и прямой покрой, ластовицу и зауженные книзу штанины. Головной убор - вышитая тюбетейка, на которую иногда наматывали тюрбан. Платки для тюрбанов были однотонные или в полоску. Тюрбаны придворных вышивались золотыми нитями. Зимой мужчины носили меховые шапки.
Сапоги ИЧИГИ
Женская одежда состояла из халатов, платьев, шальвар. Платья и халаты были прямого покроя, без воротников. При выходе из дома женщина накидывала на голову паранджу - широкую накидку до щиколоток в виде халата с ложными рукавами, а также чачван из конского волоса, закрывавший лицо. Шальвары не отличались по крою от мужских штанов, внизу были отделаны декоративной каймой. Обувь также была схожа с мужской.
А эт Я! Красотка?
Чачван и паранджа на мне... Очень, кстати, комфортная одёжка! Под таким покровом женщины могли носить детишек на руках. Внутри место есть. Через чачван всё отлично видно и прекрасно дышится. Про паранджу я напишу отдельно...
Свадебная одежда и приданое невесты.
Пятью самыми важными в жизни мусульманина событиями являются рождение, обрезание, свадьба, паломничество в Мекку и смерть.
Сразу же вскоре после рождения ребенка родители начинают откладывать деньги для проведения торжественного обряда обрезания и свадьбы, готовить подарки и приданое невесты. Приданое невесты готовится тщательно. Все женщины из числа родственников помогают будущей невесте вышивать тюбетейки, сюзане, поясные платки и т.д. Некоторые части вышивок могут быть приобретены на базаре или заказаны вышивальщице. Приданое состоит из множества платьев, метражных тканей, халатов различного покроя, упомянутых вышивок, украшений, посуды, покрывал и подушек и т.д.
Невеста из Самарканда ( 80-е годы 20 века)
Свадьбы длятся, как правило, от трех до четырех дней или даже дольше. В регионе вокруг Самарканда и Бухары невеста в день свадьбы надевает два платья - одно поверх другого, в Хорезме и Сурхандарье два платья одно после другого. Первое платье шьется, как правило, из белой или нежно-розовой ткани, второе - из красного шелка. Рукава белого платья очень длинные и отделаны в конце широкой вышивкой в 20-30 см. В Сурхандарье на второй или третий день свадьбы белое платье сменялся красным. Этот обычай символизировал собой переход в новую возрастную группу и указывал на плодородие женщины.
Обувь невесты - золотошвейные туфли
С начала 20 в. невесты носили во многих случаях "современное" платье из абровой ткани с воротником и европейского покроя, красные вышитые и золотошвейные шелковые шальвары, обувь, вышитую золотыми нитями, белую шаль с красочной декоративной отделкой по краям, которая полностью укутывала невесту, а также халат. Украшения обрамляли всю голову невесты. Налобное украшение завершалось несколькими цветными перьями птиц. В левой руке невеста держала платок, сложенный в форме треугольника с вышитыми золотыми нитями древом жизни и целующимися птицами, как символ плодородия и счастья. Невеста держит этот платок на высоте груди, чтобы при необходимости прикрыть свое лицо от любопытных взглядов гостей.
Келин (невеста) в домашней одежде
Жених в дни свадьбы носил белую рубашку с красными клиньями под рукавами или с вышивкой. Его праздничный халат был подпоясан красным шелковым поясным кушаком. Его тюбетейку вышивала невеста. Красные клинья под рукавами и красный поясной кушак должны были усилить плодовитость жениха.
Очень рады свадьбе! И жених и невеста, наверное, тоже...
А здесь фото бухарского фотографа Шавката Болтаева из серии "Ремёсла Бухары"
Костюм женский конца 19 начала 20 века
Фрагмент женского халата - ЗОХИ КУРТА - отделка по горловине и бортам халата
Бухарка в уличном платье (19век)
Хорезмийка в уличной одежде (19век)
Быт узбекского дома. Посредине САНДАЛ - кострище разводилось в специальной яме под низким столиком, столик покрывался тёплой скатертью, и все домашние могли холодными зимними вечерами греться у такого стола.
Женщина из Сурхандарьи. Высота платка говорит о происхождении. Чем больше и выше платок, тем богаче и знатнее его хозяйка
Ну, и свадебный чапан! Красота бухарская!
А сегодня в Узбекистане опять в моде вот такие невесты!
Свадебный обряд КЕЛИН САЛОМ - приветствие невесты.
Вон какие женщинки сидят! В хан-атласе! Ах, гюзаль! И бобо такой в тюбетейке, чапане....
Продолжение следует...
По материалам:
http://www.centralasia-travel.com/ru/co ... stan/dresshttp://www.zarduz.uzТакже мои сканы из книги об узбекском национальном костюме