- Кто сказал, что молодым неинтересны наши национальные танцы? Каждый год к нам приходят дети и спрашивают: а у вас в программе есть узбекские танцы? Узбекский танец как никакой другой может передать чувства одним движением, - считает Наргиза Зайнуллина, хореограф-постановщик ансамбля "Гульдаста".
Ансамбль "Гульдаста" в 2012 году отметит свой 15-летний юбилей. Сейчас здесь занимаются 70 девочек разных возрастов, которые постигают азы классической хореографии, разучивают танцы народов мира. Особое внимание уделяется узбекским народным танцам. Наргиза преподает танцы уже четыре года. Впервые в качестве хореографа она попробовала себя в 15 лет!
- Как, в столь юном возрасте ты стала преподавать танцы? Не было ли страха, что что-то не получится, всегда ли хватало мастерства?
- Я занимаюсь танцами с шести лет. Судьба сложилась так, что основателю нашей студии Аделине Адыловне Каудиновой пришлось уехать, нужно было на кого-то оставить коллектив, и она решила, что нам с моей подругой Гуляндон Курамбаевой будет под силу справиться. Нам было всего по 15 лет, некоторые ученицы были старше нас на 2-3 года! И каждая со своим характером… Найти общий язык со всеми было ой как непросто! Иногда я приходила домой и плакала: "Мама, я больше не пойду туда!". Но мама была уверена, что я смогу выдержать любые трудности, нужно просто не сдаваться. Если бы не моя мама - Эльвира Зайнуллина, у нас бы ничего не получилось. Долгое время она работала в студии администратором и после отъезда Аделины Адыловны взяла на себя всю организаторскую работу и стала художественным руководителем студии. Чтобы углубить свои познания в области искусства, мама поступила в Ташкентский государственный институт культуры, хотя была уже далеко не в студенческом возрасте.
Главная задача преподавателя - сделать так, чтобы дети приходили на занятия с удовольствием. Это прекрасно удавалось Аделине Адыловне. Я преклоняюсь перед ее педагогическим талантом. Несмотря на то, что она часто покрикивала на нас, мы всегда чувствовали ее теплое отношение к нам. Часто бывает, что ребенок не понимает чего-то до тех пор, пока на него не повысишь голос. Если не вкладывать в голос злобу, твой крик не вызовет обиды. Главное - желать ребенку добра, дети всегда это чувствуют.
База, которую дала нам наш педагог, была настолько основательной, что, когда ее ученицы приходили в хореографический колледж, им порой говорили: "Ты только поступила в колледж, а с твоей подготовкой можно уже оканчивать его".
Хочется верить, что мне тоже удается привить девочкам мою любовь к искусству танца. Когда они прибегают на занятия сразу после школы и просят: "Давайте сегодня пораньше начнем!" - на душе становится так приятно.
- Как ты учишь девочек справляться с волнением перед выходом на сцену? И умеешь ли сама побеждать его?
- Для меня каждый выход на сцену - довольно волнующий момент. И не важно, танцую я одна или с коллективом. Ситуации бывают разные, и чтобы не теряться ни при каких обстоятельствах, важно уметь импровизировать.
Вообще я считаю, что, выходя на сцену, нужно танцевать не лучше других, а лучше самой себя. Аделина Адыловна всегда говорила: "Где бы вы ни танцевали: на сцене, в репетиционном зале, дома перед зеркалом, - вы должны танцевать, как в последний раз. Только тогда вы будете танцевать все лучше и лучше". Если следовать этому правилу, с каждым разом твое мастерство будет расти.
- Что было самым сложным в искусстве танца лично для тебя?
- Я много тренировалась, чтобы выработать пластику и мимику, характерную для узбекских танцев. Несмотря на то, что девушка-узбечка очень скромная, глазами и улыбкой она может сказать так много! Есть девочки, которые с рождения великолепно владеют этим искусством. Мне пришлось много работать, чтобы овладеть им. Поэтому на собственном опыте знаю, что главное - терпение.
В упорстве не знала себе равных великая балерина Галия Измайлова. Целую ночь работать над одним движением, чтобы довести его до совершенства, - такая требовательность к себе не может не восхищать!
Чтобы точно передать эмоции, нужно знать душу народа, чей танец исполняешь. Важно все - даже то, как правильно исполнить поклон. К примеру, кавказский поклон несет в себе оттенок гордости, а узбекский поклон - это скромность и благодарность зрителю за то, что уделили тебе внимание.
Умение владеть своей мимикой, жестами пригождается девочкам не только на сцене, но и в жизни. Даже если они не собираются связывать свою жизнь с танцами, это искусство поможет им стать женственными, нежными. Хочу пожелать всем читателям открыть для себя прекрасный мир танца. Он внесет в вашу жизнь гармонию, научит чувствовать свое тело и выражать эмоции без слов.
http://www.zerkalo21.uz/pod_senyu_muz/magiya_tana.mgr