Искусство яллачиАктрис, выступающих для женщин, в Кокандском ханстве называли яллачи. Искусство яллачи связано с древними воззрениями. Актрисы выступали как в радостные для женщин события, так и в грустное для них время. Те из них, которые обслуживали свадьбы, календарные праздники, обряды, со временем становились профессиональными актрисами и музыкантами. Так, у ферганских яллачи, так же, как у бухарских созанда и хорезмских халфа, в репертуаре были музыка, пение, танцы и комедийно-шуточные выступления. Иногда каждая из актрис выступала отдельно, но чаще всего это были музыкально-хореографические композиции.
Этнограф А. Л. Троицкая отмечала, что в орде Умархана в Коканде труппой яллачи руководила некая певица Захро - жена знаменитого кизикчи Бедешима. В этой же труппе работала Джахон отин Увайси, ставшая учительницей и соратницей царевны Нодирыбегим - известной поэтессы. Джахон отин была талантливой поэтессой, исполнительницей ялла, танцовщицей и пародисткой мукаллид.
Музыкант, Певица и танцовщица из Коканда
В период правления Худоярхана труппа яллачи обновлялась и расширялась за счет знатоков женских обрядов - отин и талантливых наложниц. В труппе выступали Канной, Кари Тукал, Душан кампир, Зебинисо и др. Руководила труппой Иклим додхо, обучавшая певиц и танцовщиц выступлению среди знати, преподававшая уроки правил поведения и художественного метода объединения музыкальных, танцевальных и актерских средств выразительности в единую композицию. Иногда труппа по повелению бека орды выступала в ичкари - женской половине домов высокопоставленных чиновников и влиятельных лиц. В таких случаях женщин в закрытых сверху арбах сопровождали гвардейцы.
Аккомпанирует Мастурабиби
Впоследствии труппа из гарема "разделилась на мелкие группы, которые начали выступать в городах среди женщин разных слоев". Некто Нотебай в своей статье писал, например, о Мастурабиби - яллачи средних лет, которая организовала труппу из молодых девушек, обучала их выступлению в обществе. "Труппа строила деятельность на добровольных началах" (2). Хамза Хакимзаде Ниязи в драме "Тайны паранджи, или Дело яллачи", отображал исторические события из жизни этой знаменитой кокандской яллачи - Мастуры хофиз, происходившие между 1882 - 1919 гг. Оказывается, Мастура занималась не только организацией выступлений яллачи, но и вербовкой и продажей девушек в закрытые притоны, поэтому ее прозвали "сатанг" (мужеподобной, нравственно испорченной женщиной).
Однако Мастура сатанг была исключением. Выходцы из дворцовой труппы яллачи выступали в основном с достойными, серьезными труппами. Так Азиза - ученица Кари Тукал из дворцовой труппы, а также Кирмастон, Норхон честно, добросовестно работали в собраниях женщин (базм). Как писал М. Рахманов, в колониальный период, кроме перечисленных, работали в разных городах Ферганской долины Хувайдо отин, Ойниса хофиз, Элликбоши хофиз, Исирга отин, Угил хофиз, Кумушбачча и другие яллачи (3, с. 204).
По данным хореографа Л. Авдеевой, особо выделялась среди кокандских яллачи красавица Назирхон, иногда выступавшая на украшенном коврами и цветами подиуме, вокруг которого на расстоянии 20 метров от площадки сидели богатые зрители - мужчины, а ближе к ней - женщины в паранджах. Когда Назирхон в длинном черном бархатном камзоле, с распущенными волосами пела и танцевала, это была песнь женской души. Перед ее исполнением "Тановар" трудно было устоять. Однажды очень богатый купец, восхищенный ее чарами и исполнительским мастерством, с поклоном преподнес большую чашу, полную жемчуга и золотых монет. Она отказалась принять драгоценности и попросила подарить слезу, которая текла по его лицу.
Певица-танцовщица Чунтаквачча ("карманная плясунья") в отличие от Назирхон создавала образ веселой, задорной, лукавой девушки, выражая чувства радости и счастья своей героини. Славилась и танцовщица из Маргилана Адолхон отин, которая и внешне, и танцем напоминала Назирхон, но отличалась от нее тем, что выступала "в шелковом платье светлых тонов, поверх которых одевала длинный белый платок, сдвинув его набок и свободно завязав на затылке узлом". Танец Адолхон на одном празднике в Маргилане в 1916 г. оказал неизгладимое впечатление на маленькую тогда Тамару Ханум, очарованную ее выступлением, особенно исполнением "Тановар".
Грустная песня, начатая в комнате, была продолжена во дворе вокруг костра. Адолхон "неслась в танце как сказочное виденье. Ее одежды переливались радугой". Когда появился свадебный кортеж, все запели "Ёр-ёр".
Как свидетельствуют исторические источники и воспоминания очевидцев, ферганские яллачи, участвуя во всех женских культурно-просветительных мероприятиях и ритуалах, пользовались в основном произведениями ялла, лапар, ёр-ёр, улан (айтишув) и других жанров народного женского творчества, многие из них сами были творческими личностями, сочиняли песни, импровизировали, а в танцах использовали зачастую движения из цикла "Хонабазм", иногда из "Ката уйин" - пляски на площади. Иногда женщины, перевоплощаясь в мужчин, в комедийно-юмористическом плане изображали взаимоотношения молодых и старых влюбленных.
В целом танцы яллачи были богаты движениями, особенно рук (запястья, пальцы), круженьями (айланиш, чарх), мимикой, отображающей до мельчайших нюансов женскую психологию.
Мухсин Кадыров
http://www.sanat.orexca.com/rus/archive ... irov.shtml