«Как можно без восточных пышных фраз писать о радуге с названьем «хан-атлас»?!»"Как ты это сделал?" - спросили у ткача, создавшего хан-атлас. Он ответил: "Я взял зелень листвы, омытой дождем, добавил цвет лепестков тюльпанов, румянец зари, синь ночного неба, блики солнца на быстротекущей воде арыка, блеск глаз моей любимой девушки и - все смешал".Рушана Султанова
Хан-атлас, радужная шелковая ткань, сотворенная в глубине веков талантом умельцев Центральной Азии, дает возможность разглядеть в сшитом из него женском платье нечто земное и небесное.
Древняя легенда о хан-атласе рассказывает: "Когда-то, давным-давно один из правителей Маргилана (Узбекистан) решил жениться в пятый раз - влюбился в юную дочь художника. Тот был расстроен, узнав о намерении хана, пришел во дворец и попросил не трогать его дочь. Хан обещал отступиться только в одном случае: если художник создаст к следующему утру нечто такое, что позволило бы забыть о красоте его дочери. Опечаленный художник присел в раздумье на берегу арыка. И вдруг - увидел в воде отражение облаков, окрашенных в цвета радуги. "О, небо, ты посылаешь мне спасительную идею", - воскликнул художник и соткал необычайную ткань по образу увиденного - легкую, как облако, прохладную, как горный воздух, и отражающую все краски радуги. К утру мастер принес свое творение хану. Тот был потрясен красотой ткани и велел назвать ее "хан-атлас" ("ханский шелк"), а дочку художника отдал в жены любимому сыну.
Неизвестно, сколько воды в арыке утекло с тех пор, как хан-атлас стал одним из символом этой земли. В рисунке материи словно зашифрована философия узбекского народа, выражены природа его характера, национальный художественный вкус. Цветовая палитра, сама шелковая фактура символизируют добросердечие, энергию и оптимизм. Узбеки гордятся своим уникальным хан-атласом, называют его национальным достоянием.
Шелкоткачество родилось в этих краях многие столетия назад. Люди научились тонкому искусству разматывания коконов, стали использовать их тончайшие нити в ткачестве, создавая необыкновенные материи. Процесс был настолько сложным и трудоемким, что шелк превращался в драгоценность, и нередко заменял деньги. Отрезами ткани платили дань, рассчитывались при торговых сделках.
Производство шелковых тканей росло и совершенствовалось. складывались целые династии потомственных ткачей, которые из поколения в поколение передавали профессиональные секреты, вкладывая в дело свое вдохновение, творческое начало, свое мастерство. Образ шелковых тканей совершенствовался, они становились все изысканнее, обогащался их рисунок. Не менялся только оригинальный "почерк", первородный стиль.
Найденные в Северной Бактрии (Кампыр-Тепа, III ? II век до н. э.) кусочки шелковой ткани свидетельствуют о том, что несколько тысячелетий назад техника ткачества и крашения тканей уже достигла достаточно высокого развития.
Центром шелкопроизводства была сначала Бухара, затем он переместился в Маргилан. И поныне этот город Ферганской долины носит славу шелковой столицы Узбекистана. За долгие века торговцы вывезли отсюда многие километры радужных тканей. По Великому шелковому пути маргиланский шелк переправлялся в Багдад, Кашгар, Хорасан, Египет и Грецию. Неизвестный летописец, живший в Х веке, оставил такие слова: "Отрез маргиланского шелка стоит всех Бухарских земель, ибо это бесценный шедевр". Высокое достоинство "шедевра" хан-атлас сохранил до наших дней.
В ХХ столетии производство шелка приобретает индустриальный размах. В 1927 году в Маргилане построили шелкомотальную фабрику, преобразованную впоследствии в шелкокомбинат. Его продукция неоднократно занимала в мире лидерские позиции в производстве шелка. И все же машины не упразднили первозданный ручной способ производства ткани, не уничтожили цех мастеров-ремесленников - слишком силен оказался магнетизм волшебного действа, сопровождающего рождение хан-атласа.
Сегодня наиболее известный и крупный производитель маргиланского шелка - фабрика "Ёдгорлик", что в переводе означает "Дар". Колоритные восточные материи, производимые здесь, стали узнаваемым брендом, популярным далеко за пределами Узбекистана. Струящиеся разноцветные шелка и другие национальные ткани маргиланской марки такие, как адрас, бекасам, джужинча, боз, неоднократно становились победителями международных конкурсов. Подобно тому, как в Венеции туристам показывают процесс производства знаменитого муранового стекла, в Маргилане туристы имеют возможность посетить фабрику, где рождается узбекское чудо - хан-атлас.
Сохраняя секреты старинных технологий, художники, в поисках новых орнаментов и узоров, модернизирует древние дизайны, экспериментирует с красками. Процесс изготовления тканей вручную очень трудоемок. Он включает в себя около сорока этапов, от изготовления пряжи - до получения ткани. Причем, нити окрашиваются обязательно натуральными красителями. Неповторимый рисунок получается путем их специальной перевязки. Эта техника требует не только большого умения рук - многое зависит от настроения и самочувствия мастера, его душевного настроя. Казалось бы, нет ничего проще, чем запрограммировать процесс и целиком доверить его современным машинам... Но в Узбекистане дорожат традициями, отдают дань трудолюбию и терпению мастеров-кустарей, их любви к своему делу, а также стремлению сохранить национальное культурное наследие.
В свое время дух ремесленников не сломил даже прессинг со стороны советской власти, считавшей кустарный способ производства шелка "пережитком". Мастерам приходилось выпускать свои изделия чуть ли ни тайно. Сегодня для "усто-шогирд" (так называются мастера, создающие хан-атлас) главным делом стало обучение молодежи традиционному ремеслу.
Среди многообразия и разноцветья восточных тканей есть такие, где цвет не видоизменяется, а лишь играет в рисунке. Что же необычного в таком отрезе? Сочные густые краски словно заряжают оптимизмом. Смотришь и не налюбуешься, кажется, вся гамма мажорных тонов, положительных эмоций отражена в этой радужной игре шелка. Узор повторяется бесконечно - нечто вроде пляски пламени костра, меняющего свой цвет. Яркая палитра источает тепло.
Тем не менее, есть еще более удивительный хан-атлас, черно-серо-белый, с багородным серебристым отливом, холодящий, нежный, таинственный. Этот хан-атлас, сотканный исключительно из шелка высшего сорта, дороже другого.
Но все же, какой земной образ заключен в рисунке хан-атласа, что питало воображение мастера, отразившего его на ткани? Может быть, огонь? Солнечный, щедро проливающийся на азиатскую землю, или пламя свечи, горящий очаг... А может, кто-то с пристрастием рассматривал красоту разноцветных тюльпанов в кувшине на столе? Вот упал лепесток, открыл свою внутреннюю сторону, и - узнаешь рисунок хан-атласа.
Ханатлас узор "Пахта". Маргилан. 1960г. Шелк, ручное ткачество, орнамент абрбанди.
Ханатлас узор "Гули намазшом". Маргилан. Шелк, ручное ткачество, орнамент абрбанди.
Хан-атлас из г. Наманган. Ташкент. Музей прикладного искусства
Узбекские модельеры-стилисты с подчеркнутым вниманием относятся к хан-атласу, и фантазия их - безгранично смела. Творческим дизайном одежды из этой ткани заинтересовались и зарубежные стилисты - Джон Галиано, Ральфо Лоран, дизайнеры Дома моды Гуччи. На основе узбекской материи они создают оригинальные коллекции.
ССЫЛКИ:
http://infoshos.ru/ru/print.php?idn=4060 http://www.uzsanat.land.ru/susane1.htmhttp://www.sanat.orexca.com/rus/archive ... ives.shtml