Джоана Саахира Лотадо. Несколько драгоценных советов Махмуда Реды.Перевод Дарьи Безай
Если выинтересуетесь моей работой и имеетепредставление о том, кто я, как танцор, артист и учитель, то вы должны знать,насколько важны мои отношения с Мастером(и ,обратите внимание, я не использую это слово просто так, а с Большой Буквы: Мастер) Махмудом Редой – заслуженно именуемым Отцом египетского фольклора.
Возможность учиться и работать с Махмудом была одним изсамых ценных подарков, предоставленных мне моей Судьбой. Наши отношения выходят за рамки привычного « учитель-ученик» , скорее, «артист-ассистент». Достаточно трудно выразить это словами.
Я помогала ему, когда он создавал хореографию для нескольких постановок - чтобы учить танцевать целый мир, и это в возрасте 84 лет. Этобыло настоящим открытием для глаз иноваторским толчком для моей собственной проблемы - постоянно растущей страсти, ненависти / любви.
Вот некоторые из драгоценных советов, полученных от Махмуда.
Я всегда придерживаюсь их при составлении новой хореографии:
1. Простосделай это.
Не думайте об этомслишком много и верьте в силу Действия. Даже если вы не чувствуете себявдохновленными сегодня- делайте. Вот как все просто. Позже вы сможете изменитьвсе, чем не удовлетворены. Не ждите «Момента вдохновения». Создайте его – и онпоявится, лишь действуйте. Как однажды сказал Пабло Пикассо, «Вдохновениесуществует, но оно приходит во время работы».
Так и есть. Двигайтесь. ДЕЛАЙТЕ ЭТО. Не ждите, что с небаначнут падать ангелы и звезды, и это позволит вам почувствовать себя вдохновленными… Nike создал блестящийслоган, и он говорит сам за себя: просто сделайте это.
2. Вам вовсе необязательно начинать создавать хореографию с первых же аккордов музыки.Вы можете захватить любую часть музыки, которая является более привлекательнойдля вас и начать ставить именно с того места, а потом вернуться в начало,конец, или куда угодно. Это похоже на съемки фильма: вы можете начать со съемокпервой сцены - и так до конца, или начать с середины, а потом снова вернуться кначалу. Искусство очень многогранно, особенно- танец.
3. Используйте свойразум-интеллект-рациональное мышление – называйте это, какхотите. Я выстраивала свой танец на своих чувствах и инстинктах, и это было(исейчас есть)моей огромной ошибкой. «Думай головой», -сказал как-то раз Махмуд. «Что Вы имеете ввиду?»,-раздраженно спросилая. «Не полагайся лишь на свои инстинкты. Постарайся подумать над этим. Твой умтоже может помочь тебе в творческомпроцессе-не только твоё сердце»,-добавил он.
Я сопротивлялась этому до тех пор, пока сама не пришла ктому же самому. «Танцор, как и хореограф, должен обладать набором разнообразныхкачеств. Инстинкта не хватает, а также рациональной деятельности недостаточно,эмоций не хватает, так же как одной лишь души не достаточно. Только объединениевсех этих сторон человеческого бытия и создает ПОЛНОЦЕННОГО танцора.
Если вы танцуете или создаете хореографию, базируясьлишь на своих инстинктах, поверьте: вы совершенно не знаете, что вы делаете (чтохорошо, а что плохо),из-за этого идеи, которые вы воплотите в жизнь, не выйдутза рамки того, к чему привыкло ваше тело. Именно поэтому мы видим так многотанцоров, которые повторяют себе одни ите же движения, снова и снова, давая волю своему сердцу, но получая при этомоднообразные комбинации, отсутствие динамики, и видимый результат- зритель «накормлен» бедной танцевальной лексикой. Такиетанцоры доверяют ЛИШЬ своим инстинктам и полагают, что этогобудет достаточно. Угадайте, что? Махмуд Реда был прав. Это НЕ достаточно.
4.Не ищите очевидногои более предсказуемого способа послушать, захватить, почувствовать и поставить музыку. Есть МНОГО способовперевести музыку и добавить в нее что-то человеческое. Посмейте - но, опять -таки, с умом (!) - подобрать движения так, чтоб они могли подчеркнутьоригинальность музыки. Сделайте медленное движение, когда музыка быстра (ЕСЛИмузыка позволяет это), и посмейте остановиться, когда музыка сходит с ума наскорости и интенсивности. Конечно, это требует того же самого старого правила: ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ВЫ НАРУШИТЕ ПРАВИЛА, ВЫДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ПРАВИЛА.
Предупреждение: непробуйте делать это дома, если Ваша база восточного танца не очень сильна.
Относительно этой проблемы Махмуд рассказал мне одну правдивуюисторию, которая произошла с гениальным композитором Мохамедом Абдель Уахэбом ( Mohammed Abdel Wahab). Много лет назад египетские газеты печаталитексты от известных певцов и композиторов даже прежде, чем песни были выпущены(таким образом, мелодия, которая не была известна до некоторых пор,соответствовала словам). В одной изпесен Абдель Уахэба была фраза сединственным обезоруживающим словом: "Nagachi". Все любителимузыки, критики и интеллигенция сошли с ума по нему – они задавались вопросом,насколько сложной это будет музыка для того слова. Когда, наконец, пришло время релиза, шокированныелюди узнали, что полемическое слово "Nagachi" даже не былоспето: его проговаривали так жепрохладно и скромно как "sabah il kher" ("доброе утро" наегипетском диалекте). Композитор-певец-актер просто сказал его, сухо и явно: "Nagachi". Сделано; никакой суеты, никакого беспорядка.
Иногда, простота и непредсказуемые решения, которые прибываютиз нового взгляда на Жизнь/Искусство, являются Волшебными Ключами.
5. Не бойтесьпозировать, сделать паузу, быть тихими, использовать пространство гладко илидаже ТИХО. С другой стороны, это- вещи, которые под силу только профессионалу или зрелому артисту, который в состоянии полностью воплотить это в жизнь.
6. Не используйте ВСЕ,что Вы знаете, в одной хореографии. Дайте это в малых дозах и знайтеслово "хватит".
7.Танцуйте каждыйдень - это дисциплинирует , подобно моим занятиям в балетной школе вдетстве.
8. Будьтеиндивидуальны. НИКОГДА не копируйте других. Позвольте им копировать Вас- если это им нужно. Но НИКОГДА не копируйте их. Если Вы больше будете думатьо том, что делают другие - вместо того,чтоб думать о том, что могут создать Вашесердце, энергия, индивидуальность и душа ,то Вы превратите себя в путаницу копий(немного того танцора, немного другого и так далее
это НЕ хорошо).
Махмуд рассказал мне историю времени, когда он встретил УмКальсум (да !
"il ustaza OUM Kulthum")на театральном концерте (использование слова "концерт", в отношенииМахмуда Ряды и Ум Кальсум, кажется почти оскорбительным, но не будем об этом: уменя самые лучшие намерения).
Они оба выступали рядом с другими артистами (включая АбделяХэлима Хафеза и другую фольклорную труппу). Когда Ум Кальсум поймала Махмуда, смотревшегошоу другой фольклорной труппы из-за занавеса, она прошептала ему в ухо:
- Махмуд: позвольтеим видеть ВАС; Вы не ВИДИТЕ ИХ.
И пусть из уст высококомпетентной Примадонны ( Моей Леди) это звучит чрезвычайно высокомерно, в этом, несомненно, естьщепотка правды.
Наблюдая за работой другого танцора, не забывайте о том, чтоделаете ВЫ. Не забывайте и о ВАШЕЙ уникальной миссии.
9.Ищите Красоту и Вдохновение всюду (и яподчеркиваю: ВСЮДУ). В плохом и хорошем ;в чистом и грязном; и днем, и ночью; в богатстве и в бедности. ОбязанностьАртиста состоит в том, чтобы непрерывно искать Красоту, спрятанную или скрытуюв самых неожиданных местах этого мира, и делить ее с людьми через Искусство.
Идеи для новой хореографии могут явиться в момент глубокогоотчаяния или от вида цветка, танцующего с ветром. Наличие глаз с "радаромкрасоты" для Артиста являетсяпривилегией – и, - очень возможно, проклятием тех, кто родился с Талантом.