Предлагаю вам познакомиться с танцевальным искусством Каракалпакии.Для начала маленький экскурс в географию и историю: Почти тысяча километров пустыни во все стороны, Автономная Республика Каракалпакстан — крайний запад Узбекистана.В советские времена Каракалпакия стала эпицентром экологической катастрофы мирового масштаба. В результате орошения пустынных районов Узбекистана и Туркмении воды Амударьи и Сырдарьи перестали доходить до Аральского моря. Море начало стремительно мелеть и к 2008 году превратилось в два небольших озера посреди рукотворной пустыни Аралкум. Лучшее место, чтобы осознать масштаб проблемы — бывший рыболовецкий порт Муйнак, оказавшийся в сотне километров от берега.
Все пространство между Нукусом и Амударьей испещрено старинными крепостями — развалинами разных веков, последними свидетелями почти бесследно исчезнувшей цивилизации древнего Хорезма. Основные из них — огромные Аяз-Кала и Топрак-Кала, а также круглая Челпык-Кала, даже попавшая на каракалпакский герб.
Древнейшие этапы этногенеза каракалпаков связаны с сакомассагетскими племенами, населявшими территорию дельты реки Амударьи и пустынь Арало-Каспия в VII-IV вв. до нашей эры.В VI-VIII веках с местным населением частично смешались тюркские племена. В VIII-X веках в среде печенегов и огузов началось формирование каракалпаков.Часть печенегов постепенно сливалась с кипчаками, пришедшими из бассейна Иртыша, принимая их язык.В письменных источниках есть упоминания о "черных клобуках" (русские летописи), "кавми кулахи-сиях" (Рашид ад Дин).Каракалпаки обитали среднего и нижнего течения Сырдарьи, низовий Амударьи и вместе с узбеками-аральцами образовывают государство (Аральское владение), центром которого были первоначально Кунград, а затем Шахтемир (район нынешнего Чимбая).Традиционным занятием каракалпаков было полуоседлое скотоводство, сочетавшееся с ирригационным земледелием и рыболовством.К 1811 году каракалпаки были завоеваны Хивинским ханством.
Теперь о народности и о культуре:Каракалпаков в степях Средней Азии почитали "первыми поэтами и песенниками". Однако яркое многожанровое традиционное народное искусство не имело ни народного театра, ни танца. Наиболее важной причиной отсутствия в культуре народа танцев явился полукочевой образ жизни.
При всём этом у каракалпакского народа был очень высоко развит вкус к пластическому выражению настроений и чувств. Прямую речь, диалог, пение, повествование каракалпак всегда подкрепляет выразительными жестами, телодвижениями, причем эти жесты и движения корпуса не представляют собой импровизацию, а являются частью определенного узаконенного комплекса телодвижений, известных каждому каракалпаку.
Каракалпакский танец родился и оформился в фантастически короткие сроки - весь процесс его рождения занял менее трех лет - с лета 1956 по зиму 1959.
Видный узбекский балетмейстер Али Ардобус Ибрагимов ещё в 1944-45гг. создал несколько каракалпакских танцев. Они вошли в репертуар узбекских профессиональных самодеятельных коллективов, но каракалпаки плясать их не стали. В тоже время танцы, созданные в 1956-1959гг. Елизаветой Петросовой были горячо приняты широкими слоями населения Каракалпакии, вошли прочно в репертуар каракалпакского ансамбля песни и танца и стали проникать в быт.
Небольшое отступление:
Елизавета Петросова - это родная сестра Тамары Ханум. Нам о них рассказывает наша Айгуль Аминовна, знавшая их лично. Вообще, в их семье было пять сестёр и четыре из них связали свою жизнь с искусством Узбекистана и всей Средней Азии. Одна из сестёр, Гавхар Рахимова, занималась изучением и развитием хорезмского танца. Елизавета Петросова прежде чем приступить к созданию танцев, отобрала понятные и близкие народу темы, посвященные труду человека и жизни природы. Для того, чтобы изучить специфические приёмы трудовых процессов, понять и увидеть своеобразие природы, Петросова ездила в отдаленные районы, присматривалась к работе в артелях по выделке кошмы, приглядывалась к рыбакам на Аму-Дарье и Аральском море, училась плести сети в одном из совхозов полуострова Муйнак, "выходила" в море на катерах и шлюпках, часами слушала песни и сказы бахши, участвовала в традиционных вечеринках молодежи, где проходили различные старинные народные игры, тщательно изучала своеобразную графику рисунков на коврах, кошмах и тканях. Её советчиками и консультантами были все, кто увлекался вместе с ней идеей создания народного танца каракалпаков.
Постепенно начали складываться движения будущих танцев.
Один из первых танцев, поставленных Петросовой в Каракалпакском ансамбле песни и танца, назван "Выделка кошмы".
В этом танце нашел отражение весь процесс выделки кошмы, и хотя танец построен на иллюстрированных "трудовых" движениях, почти досконально повторяющих движения подлинного трудового процесса, он получился поэтический, живой и задорный.
На следующем этапе работы даже танцы, отражающие конкретный трудовой процесс или бытовой обряд, начинают приобретать большую образность, иллюстративный жест все больше стилизуется. Если в танцах "Рыбаки", "Кошма" исполнители почти точно повторяли весь процесс труда, только наделяя его изяществом и грацией, то в танце "Илме-султан" иллюстративные движения, демонстрирующие ткачество и вышивание, играют менее значительную роль. В этом танце основную роль играют движения, славящие красоту и силу человеческого тела.
Хороводная танцевальная сцена "Айкулаш" не просто демонстрирует традиционное гулянье юношей и девушек в лунную ночь, а тонко и поэтично рассказывает о зарождении чувства первой любви.
Одновременно с хороводной композицией был поставлен сольный женский танец "Нозлы". "Нозлы" уже не имеет ни сюжета, ни иллюстративных жестов. Он насыщен большим количеством верчений, бравурных рэнверсе, широких движений рук. "Нозлы" говорит о радости сильного человека, это уже "чистый" танец, передающий "чистые" чувства.
Необходимо подчеркнуть, что каракалпакские танцы не копируют движений узбекского танца, хотя узбеки-хорезмийцы ближайшие соседи каракалпаков. Узбекский танец славится своим древним происхождением, многовековым развитием, поразительным многообразием школ, видов и жанров.
Каракалпакский танец - танец всего тела, танец виртуозных движений ног, изощренных рисунков движений рук, трепетных движений корпуса, сложных орнаментальных движений рук, необычных, непривычных движений плеч и головы.
Уже первые показы каракалпакского танца массовому, всесоюзному и всемирному зрителю на Московском Международном фестивале демократической молодежи и студентов в 1957г. продемонстрировали истинную самобытность каракалпакской хореографии, завоевавшей успех на всемирном конкурсе танца.
Наша Айгуль Аминовна начинала свою танцевальную карьеру в ансамбле "Лязги" (которым, собственно, руководила Гавхар-опа), где Елизавета Петросова поставила невероятную и красивую Каракалпакскую сюиту с песнями и танцами, в которм был полностью показан свадебный обряд каракалпаков. А потом в ансамбле "Бахор" Лиза-Ханум (как ласково называет наша Айгуль Аминовна Елизавету Петросову) поставила танец о текстильщиках.Женский каракалпаксий костюм
Каракалпаки:
Свадебный головной убор каракалпакских женщин - КИШМЕК
В интернете не так много каракалпакских танцев. Но, вот есть пример:http://www.youtube.com/watch?v=APD0Q8nh ... re=relatedПо статьям:
http://www.afisha.ru/travel/uzbekistan/karakalpakiya/http://barkamol.cc.uz/index_rus.php?men ... ru_qr2_rushttp://almalyk.net.ru/publ/5-1-0-53