Критика всегда болезненна, это правда. Мне тоже всегда обидно сначала, но это больше обида на себя. Иногда и на того, кто критикует, но это может быть первые минуты. Потому что у меня уже есть опыт - я знаю, что я что-то умею и развиваюсь только благодаря критике и если бы мне не попадались такие критики, как Катя, которая меня вообще до слез иногда доводила, и Даниэлла, то я бы и не развивалась совсем, не менялась бы. Потому что посмотреть на себе со стороны ой как трудно, невозможно почти. Но я так же знаю, что таких мазохистов мало, как и людей, критика которых была бы для тебя ценной, была бы предназначена для того, чтобы помочь тебе развиваться, тоже мало, потому я их очень ценю. С другой стороны, все зависит еще от того, насколько общие у тебя ориентиры с человеком, который критикует, насколько он для тебя авторитетен. Конечно, если ученик считает, что он знает больше преподавателя, знает, как лучше нужно, и.т.д, вполне логично, что он будет не соглашаться с замечаниями. Просто зачем тогда ему к кому-то ходить? У всех же разные планки, разные цели. Еще, например, ходит заниматься человек, просто для себя, или для того, чтобы как-то самоутвердиться. И неплохо у него получается. Неплохо, но не фонтан, то есть можно лучше и гораздо лучше. И преподаватель из лучших побуждений начинает ученице делать замечания. А ей не это было нужно, что это такое еще, какие замечания, ведь и так все неплохо. Вот и все. У меня был случай, мы собирались делать групповой танец. И я посмотрела на тех, кто хотел танцевать, и сказала, что на настоящий момент готовы только двое. Остальные, если хотят и готовы работать, могут попробвать репетировать. Так вот одна из тех, кто хотел танцевать не стала больше вообще ходить на занятия. А другая сказала - я готова, скажите над чем и я буду работать, я буду заниматься дома, и.т.д. Это просто два разных отношения к жизни, наверное. Есть люди с такой позицией "я все и так знаю лучше вас". Невозможно дать человеку то, что он не хочет брать. Как бы мы не хотели, чтобы наши ученики развивались, если они сами этого не хотят, они не услышат никакую критику. Наверное, нужно, чтобы наступил тот момент, когда у человека возникнет вопрос - а почему я столько занимаюсь, танцую и все как-то посредственно. Что мне нужно, что мне не хватает? Тогда он будет ходить и просить эту критику, будет искать людей, которые могут ему указать на недостатки. Или никогда не будет. Это уже его проблема. Для себя, как для преподавателя, я один усвоила урок - таких людей нужно распознавать просто как можно раньше и не связывать с ними каких-то ожиданий и планов, не надеяться на то, что из него можно сделать что-то. В том смысле, что этот человек сам для себя знает, что ему нужно от тебя взять, а что не нужно. Он поучится до какой-то степени и скоро уйдет. Наверное, это нормально
|