А здесь размещаю интервью с последней руководительницей ансамбля "Бахор" Мамурой Эргашевой. К сожалению, ссылка на источние утеряна.
История танца уходит корнями в глубь веков. Маъмура Закирджановна, расскажите, пожалуйста, в чем его суть и смысл?
-Если говорить о танце вообще, то он зарождался сначала из обрядового, а позднее из религиозного ритуала. Кстати, отсюда такая его особенность , как исполнение группой. А что касается его сути или философии, то он служил и сейчас служит для выражения различных человеческих чувств: радости или печали, любви и восторга, в общем, всего того, что неразрывно связано с человеческой жизнью.
-Было бы интересно узнать и про историю узбекского танца. Кто стоял у его истоков? Чем он отличается от танцев других народов? Чем отличаются между собой направления узбекского танца?
-Все вышесказанное в полной мере относится и к узбекскому национальному танцу. Его истоки - в народном искусстве, которое постепенно перешло на сцену. Сейчас узбекский танец делится на чисто народный и классический. У истоков современного узбекского танца стоял Уста Олим Камилов, заслуги которого сегодня, к сожалению, начинают забывать. Многое сделали для узбекского танца и такие легендарные личности как Юсуфджан Кизик Шакарджанов, Тамара-Ханум, Мухиддин Кари Якубов, Мукаррама Тургунбаева, Исахар Акилов, Гавхар Рахимова. Именно они организовали первый национальный этнографический ансамбль в 1926 году. С того времени и ведется история современного узбекского танца..
На международную арену узбекский танец впервые вышел в 1936 году - на Всемирной выставке искусства в Париже. Там танцевала Тамара-ханум, и наша делегация была награждена золотой медалью. А бурно развиваться современный узбекский танец начал уже после второй мировой войны. Тогда появились первые узбекские оперы, национальные музыкальные спектакли. Во время войны в Ташкент были эвакуированы Ленинградская консерватория, московский и киевский театры. Сюда хлынул поток больших мастеров-композиторов, балетмейстеров, артистов. Многие из них после войны остались жить в Ташкенте. Они тоже оказали влияние на наш танец.
А своеобразие узбекского танца в том, что если в европейском танце ведущее место отводится движениям ног, то у нас-движениям рук. Кстати, старинный узбекский танец отличался как бы замкнутостью, он был медленный, в нем не было широких откровенных движений и взглядов. Руки не поднимали выше плеч. В самом старинном узбекском танце "Ката уйин" Уста Олима Камилова, впоследствии инсценированном Мукаррамой Тургунбаевой, можно наблюдать именно эти черты. А современный узбекский танец сильно отличается от него -не только гордым станом и открытым взглядом танцующих, но и техничностью, динамичностью. Правда, классические танцы все еще сохраняют сдержанность и простоту движений.
Можно выделить три школы узбекского танца: ферганскую, бухарскую и хорезмскую. Современный узбекский танец-симбиоз этих направлений.
Ферганский танец, будь то "Тановар" или "Муножот", отличается прелестью пластики движений, их нежностью. Ну а широко известная "Андижанская полька"- это чисто мужской ферганский танец, задорный и ритмичный.
Хорезмский танец ( "Лазги", например) отличается движением так называемых "сломаных пальцев". Есть интересная легенда о его происхождении. Говорят, что в древние времена в Хорезме правил царь, у которого была любимая наложница, умевшая прекрасно танцевать. Однажды она нечаянно сломала пальцы рук. Не зная этого, царь потребовал, чтобы она танцевала для него и его гостей во время пира. Наложница так сильно любила своего господина, что исполнила его приказ. Ни царь, ни зрители даже не догадались, что она танцует с травмой, и подумали, что это такой танец. Этот стиль так понравился всем, что стал в Хорезме самым популярным. А в другое время была хромая танцовщица по имени Анаш, которая тоже внесла в хорезмский танец своеобразные черты.
Бухарский танец- совсем другой (например, "Мавриги"). Во-первых, его отличает резкость движений и откинутые плечи, а во-вторых - золотошвейный костюм. Головной убор также совсем другой, с шарфами, которые закрывали лицо.
У кашкадарьинских и сурхандарьинских танцев также имеются свои особенности.
-А как выглядел узбекский танец, скажем, в начале, века?
-Прежде всего надо сказать, что его исполняли в "ичкари", то есть во внутренних дворах, куда посторонние мужчины не допускались. О том, чтобы танцевать открыто, не могло быть и речи. Иногда для танца в "ичкари" женщины переодевались в мужчин, а бывало и наоборот.
В старину было много движений и специальных танцев, связанных с религиозными обрядами и течениями. У многих народов такие танцы сохранились, а у нас они, к сожалению, утеряны. Хотя лет 30-40 назад их еще можно было увидеть даже в Ташкенте. Исполнителей этих танцев звали "Каландар машшок". У них были прекрасные голоса. Я хорошо помню, как они ходили по махаллям и, если их просили, танцевали и пели.
-В свое время ансамбль, которым Вы руководите, был широко известен не только в бывшем Союзе, но и за его пределами. Расскажите, пожалуйста, об истории его создания.
-В 1957 году, накануне VI фестиваля молодежи и студентов в Москве, нужно было создать ансамбль, который представил бы там Узбекистан. Народный артист Узбекистана Исахар Акилов набрал 12 девушек и поставил два танца. После успешного выступления этой группы на фестивале появилась идея преобразовать ее в ансамбль национального танца, что и предложили Мукаррам-опе. За прошедшие годы он стал одним из крупнейших коллективов узбекского танцевального искусства. "Бахор" побывал с гастролями в более чем 80 странах земного шара и прославил узбекский танец на весь мир. Ни одно крупное мероприятие в стране не проходило, да и сейчас не проходит без участия нашего ансамбля. Он стал народным в полном смысле этого слова. Сегодня в его репертуаре насчитывается более 200 танцев.
-Маъмура Закирджановна, а как переход к рыночным отношениям отразился на деятельности ансамбля "Бахор"? Предполагает ли статус Вашего коллектива определенную административную и финансовую поддержку со стороны государства? Как он выживает в нынешних условиях?
-Между прочим, можно сказать, что рыночные отношения начались для нас еще в советское время. Почему? Потому что мы никогда полностью не зависели от государства, хотя дотацию получали. До 90-х годов 70% нашего бюджета обеспечивало государство, а 30% мы зарабатывали сами. Во-первых, мы сдавали свой зал. Благодаря его уникальным акустическим особенностям у нас не было отбоя от арендаторов. Во-вторых, зарабатывали на бесконечных гастролях...
8 января 1997 года был издан Указ Президента Республики Узбекистан "О развитии национального танца и хореографии в Узбекистане". В соответствии с ним было создано творческое объединение "Узбекракс" имени М.Тургунбаевой, а на базе Ташкентского хореографического училища - Высшая школа национального танца и хореографии. В состав "Узбекракса" вошли республиканские ансамбли "Бахор", "Зарафшон", "Лазги", "Тановар" и др.
Создание "Узбекракса" мы восприняли с воодушевлением - ведь нас на 5 лет освободили от всех налогов и предоставили льготы, чтобы мы создали себе материально-техническую базу. К сожалению, этого не произошло. Видимо, сказались трудности переходного периода и то, что мы так и не смогли приспособиться к требованиям рынка за те 5 лет. А по их истечении нам было предложено перейти на полный хозрасчет.
-С какими задачами и сложностями встречается ваш ансамбль сейчас?
-Одной из важных задач для нашего коллектива является получение и обустройство своего зала. У нас в последнее время не было сольных концертов, потому что для этого нужны средства на новые костюмы и т.д. У нас сейчас даже администратора нет. Приходится работать на всех фронтах одновременно. Министерство культуры нам помогает, но этого явно мало. Например, на зарубежных гастролях последний раз мы были в 2002 году.
Сложности с финансированием сказываются и на коллективе: девушки заканчивают Высшую школу национального танца и хореографии и уходят танцевать в коммерческие группы. У меня остались только фанаты узбекского танца, иначе их не назовешь... На Западе танцы-это самый настоящий бизнес. А мы, несмотря на то, что у нас есть всемирно известное имя, профессиональный коллектив и прекрасная программа, зарабатываем время от времени концертами и выступлениями в мероприятиях республиканского масштаба. Бывает, зарабатываем и "левыми" концертами. К сожалению, нам пока не хватает коммерческого опыта.
Все мы понимаем, что ансамбль "Бахор" - достояние всего народа. Ведь наш репертуар- это классика узбекского искусства. Такое искусство не может существовать на чисто коммерческой основе. Поэтому государство всегда стремится оказывать необходимую поддержку и помощь.
Сегодня ансамбль "Бахор" не существует. Вернее сказать, существует формально. Такого масштаба, такого величия, таких танцовщиц уже, наверное, не будет. Это невосполнимая утрата для мира танца. Но очень хочется верить словам Мукаррам-опа: "Я не боюсь смерти, потому что моя жизнь - вся в танце. А танец - бессмертен. Мои ученицы понесут его дальше, в жизнь, а их ученицы передадут наш сказочно прекрасный танец далёким потомкам..."На фото танцовщицы ансамбля "БАХОР"