Традиционно принято рассматривать три основных направления в узбекском танце: хорезмский, бухарский и ферганский. Безусловно, это не отражает всего разнообразия танцевального искусства Узбекистана. Можно также выделить каракалпакский, сурхандарьинский, андижанский танцы. Это деление не только территориальное, но и стилистическое.
Чуть подробнее об основных направлениях:
Ферганский танец
Долина Ферганы расположена в восточной части республики Узбекистан. До образования Советского Союза эти земли входили в Ханство Коканда. Классический танец Ферганы – это лиричный танец с очень богатыми движениями шеи и головы, и змеевидных рук. Это очень витиеватый стиль, в котором танцы исполняются под музыку и песни, тексты которых взяты из классической литературы. Экспрессия и мимика очень нежные и мягкие, передающие благородство и чистоту, которые высоко ценятся в традиции исполнения. Движения рук похожи на те, которые мы встречаем в Узбекских танцах, а также в некоторых Иранских, Афганских и других восточных традициях. Танцовщицы исполняют Тановар и Мунаджат – танцевальные пассажи, проникнутые высокими одухотворёнными чувствами, которые полны пафоса и глубокого желания воссоединения с любимым. Мунаджат – с лит. ‘диалог с Богом’, изначально музыкальная разновидность исполнения, которая также перешла в танцевальную форму. Тановар – танец, который исполняют женщины на песни популярные в Восточном Узбекистане, Северном Таджикистане и Западном Синьцзяне (Xinjiang – Уйгурский Автономный округ, провинция в Китае).
Бухарский стиль
Также, как и в Таджикских танцах, в Бухарском стиле шаги более тяжёлые и приземистые. Танцовщица как бы «танцует в землю». Движения рук и корпуса поставлены так, чтобы задействовать детали костюма, который также отличается своим самобытным характером. Верхнее платье может быть как приталенным, так и широким, но чаще широким и оно всегда сделано из более тяжёлых тканей, например, парчи с расшитыми золотыми нитками узорами. Голову часто украшает не только головной убор, но и длинный платок, а также массивные украшения. На запястьях танцовщицы носят колокольчики - занги . Композиции очень радостные, энергичные, мимика оживлённая. Техника включает движения на согнутых коленях.
Хорезмский стиль
Отличается своей экспрессией, игривой подачей. В танце много трясок руками и плечами, сложных шагов, множество прыжков. Хорезм исторически является "обособленной" территорией Узбекистана, со своими традициями и историей, берущей начало у предков-кочевников. Специфичный танцевальный женский костюм - платье с нагрудными металлическими украшениями, головной убор - тахья, с подвесками из металла и украшением из перьев, также занги на рзапястьях рук. Прототипом такого наряда являются одежды и украшения женщин-"амазонок", живших в древности на территории Хорезма.