Интервью с Safaa Farid (Вопросы задавала Leila)
ПЕРЕВОД ФЕЕЧКА
Сафа Фарид уже более 25 лет известен в Египте, как певец и менеджер танцовщиц живота. Во время своей карьеры он выступил с различными танцовщицами на тысячах площадок от Caberettes of Harem до лучших пятизведочных отелей Каира. Как дирижер он руководил оркестрами в ночных клубах Германии и Вены, в театральных постановках в Австралии и в Англии и на фестивалях в Финляндии и Египте (на обоих фестивалях Ahlan w Sahlan и Nilegroup). Он записал множество дисков с музыкой для беллиданс и выступил арт-директором и продюсером записи дисков для многих международных и египетских танцоров-артистов. Также он снялся в трех фильмах. Это интервью велось на арабском языке и представлено (на английский) Лейлой.
- Помните ли вы какую песню вы спели впервые в своей жизни? Когда мне было 10 лет, я спел в школе песню Ом Кальсум Инта Омри и после этого меня всегда выбирали исполнять хафлу. Когда мне исполнилось 15 лет, умер наш сосед, а человек, который должен был читать Коран не приехал, тогда меня попросили это сделать. После этого соседи начали звать меня читать Коран и очень скоро я даже стал зарабатывать этим.
-Как давно вы поете в программах с танцовщицами?
Уже достаточно давно, с 1981 или 1982 годов. Начал работать с Бадией аль Алами танцовщицей из Ливана. Наше первое шоу состоялось в Казино Андалуссия. Сначала я устроился к ней работать бухгалтером. Однажды ее муж услышал как я пою и, это была его идея, чтобы я стал ее певцом. Меня зовут Сафа Мохамед Хассан Хассан, но он дал мне другое, более благозвучное по его мнению для певца имя, Фарид.
- Что вам нравилось в работе с Бадией?
Мне было интересно работать с Бадией. Она создавала много неожиданно ярких сцен и использовала много классических песен, которые я очень любил. Одно из таких шоу было известно с 1930 года, в нем показывались сцены из жизни обычных людей, которых вы могли бы встретить на улице: солдаты, баша (богач), рабочие. Она также делала много постановок на песни ливанской певицы Фейруз. Она была настоящей артисткой и не деньги были ей важны, а сама ее работа. С ней вместе работали четыре юноши танцора, шесть девушек танцовщиц и большой оркестр. Многие известные теперь музыканты начинали в ее оркестре.
- С какими еще танцовщицами вы работали?
После Бадии я вернулся в Ливан, где 7 лет проработал со знаменитой Zizi Mustafa. Потом были Samasen из Швеции и Dunia из Марокко. Далее была Zahara из Германии, оркестром которой я руководил в Германии еще два года после того как она уехала из Египта. Вернувшись в Египет я сотрудничал со многими египтянками, которые в то время работали в Harem и на вечеринках, а именно: Sohair Said, Azza Sherif и Hindaya, но работа в кабаре не мой стиль и это было скорее заработком, чем служением искусству. Это были времена, когда певец мог прийти и спеть только одну песню в программе, а дальше идти на другой заказ. Затем я встретил Asmahan, которая работала в Hilton Ramses. Я пришел тогда к выводу, что иностранцев не устраивает поверхностное исполнение, они больше озабочены качеством работы. Но Асмахан давала только одно шоу за ночь, и я уезжал в Harem, чтобы отработать много других заказов после ее программы. Именно в это время я пел вместе с Lucy и на последних выступлениях Sohair Zaki. После того, как Асмахан уехала, я выступал вместе с другой английской танцовщицей Yasmina в Meridian Heliopolis и в Semerameese с Camila из Бразилии. В настоящее время я не работаю в кабаре, это в прошлом. К тому времени, когда Камила вернулась домой, а Ясмина перестала выступать, я уже не просто выступал как певец, а был дирижером оркестра. Если танцовщице был нужен оркестр, я мог это организовать для нее. В то же самое время я был менеджером англичанки Liza Laziza и русской танцовщицы Aida. В последние четыре года я был менеджером Лейлы из Америки и совсем недавно Oti из Финляндии.
- Как изменился танец за последние 25 лет вашей сценической деятельности?
У каждого танца свое время. Все меняется. В прошлом танцы были не такие быстрые и более лиричные. У танцовщиц были большие оркестры и они устраивали шоу. Сейчас люди просят актрису приезжать с небольшим оркестром, потому что они не хотят платить.
- Чем отличаются египетские танцовщицы от иностранок?
Сразу можно сказать египтянка ли танцовщица. Это чувственность. Ни один египтянин не сможет танцевать как европеец, точно так же как ни один европеец не сможет танцевать так, как делаем это мы, египтяне. Если иностранка поживет в Египте много лет, возможно она начнет понимать наши чувства. Это даже не движения, им можно научиться. Невозможно научить чувствовать.
- А что вам нравится в иностранных танцовщицах?
Они вежливы. Иностранка может делать очень сексуальные движения на сцене, но они не будут так выглядеть, потому что в ее культуре это ОК. Египтянка знает, что они обязательно будут сексуальными, потому что наша культура более консервативна. Также иностранки приезжают вовремя на шоу и в работе всегда этичны. Иностранные танцовщицы хотят всего сразу и доверяют мне, а я могу работать с любым, кто честен со мной, кто хочет заниматься искусством и кому нужны инструкции. Иностранке нужно лет пять пока она обвыкнется в Египте и ей нужно, чтобы кто-то помог советом как добиться тут успеха. Уже в первые пять минут шоу египетской танцовщицы я могу сказать, что вижу все что она покажет. Она не меняется. А вот, иностранки старательно изучают танец и вкладывают в свою шоу-программу много времени, что делает ее интересной в течение всего часа.
- По вашему мнению, какое время было лучшим для танца в Египте?
Это были годы с 1980 по 1990. Все танцовщицы были известны и пытались превзойти друг друга. Каждая артистка старалась, чтобы каждое ее шоу было больше, чем предыдущее. Лучшей была Fifi Abdo. Ее шоу - энергия и стиль. Она была сильной и забавной, у нее были восхитительные костюмы. Людям нравилось смотреть танцы. Всегда были зрители и, если им не нравилась программа в одном ночном клубе, они всегда могли спуститься вниз по улице и посмотреть выступление другой танцовщицы. Девушки это знали и это было хорошо, потому что была конкуренция.
- А какое время было худшим для танца в Египте?
Настоящее время. В последнее время было много войн в Ираке, Палестине, Ливане и ситуация в мире не располагает людей к веселью. Раньше многие приезжали в Египет увидеть танцы и развлечься. Сейчас такого уже нет.
- Как вы думаете, беллиданс в Египте умирает?
Нет, танец в Египте никогда не умрет. Например, мы говорим: «Когда умирает игрок мизмар, его пальцы продолжают играть». У нас есть талант, который все еще можно увидеть в танцах. Я видел многих египетских девушек, которые пытаются стать хорошими танцовщицами, потому что они любят танец.
- Знаю, что вы посмотрели видео Беллиданс Суперстарз. Что вы думаете об американской интерпретации бэллиданса?
Это не ракс шарки. Это estaarad и я не могу сравнивать это с ракс шарки. Это что-то новое и, возможно, людям в Египте будет интересно посмотреть на этот новый вид танца. Но нельзя сравнивать эти две вещи, поскольку они не похожи.
- Как вы решили записать свой первый диск?
В 1994 году я записал “El Hob Kooloo” Om Kalthoum для Ракии Хассан. После этого я предложил ей идеи для записи еще трех песен, но они уже были для женского вокала. Потом я записал много песен и выпустил много CD.
- Как вы собираете музыку на CD для танцовщиц, когда они обращаются к вам уже как к арт-директору?
Если у нее нет своих предпочтений, то я сначала смотрю на ее танец и думаю что могло бы ей подойти. Кому-то нравится что-то более яркое, кому-то песни. Кто-то танцует быстро, кто-то медленно, у каждой есть свой собственный стиль. Иногда танцовщица приходит ко мне со своими идеями для CD.
- Что вы чувствуете когда поете за пределами Египта? Не возникает ли мыслей, что иностранцы не могут понять арабскую музыку?
На фестивалях, которые проходят за границами Египта, люди приходят на концерты, потому что они любят танцы и египетскую музыку. Они хотят слушать ее своими сердцами. Иногда египтянин слушает иностранную песню, не понимает слов, но чувствует ее и она ему нравится. То же самое с иностранцами, они могут не понимать слов, но понимают чувства. Артист может передать гораздо больше, чем содержание песни. Хулио Иглесиас приезжал в Египет с концертами. Я не понимал слов песен, которые он исполнял, но чувствовал музыку и страсть, с которой он это делал. Я люблю петь перед иностранной аудиторией, потому что она вдохновляет меня на работу, им нравится мое исполнение и от этого я еще больше воодушевляюсь.
- Каковы ваши планы на будущее?
Я поеду в Англию с оркестром в ноябре 2006 года, затем в Финляндию весной на Yalla фестиваль. Веду переговоры о туре в Австралию в 2007 году. Мы не можем загадывать на будущее, потому что это не в нашем ведении.
_________________ Девочки и мальчики! Посетители моего форума! Огромная просьба! Копируя материалы, фотографии и статьи БУДЬТЕ ТАК ЛЮБЕЗНЫ - ставьте ссылки на мой форум!!!
Чудеса случаются, Люди улыбаются, Двери открываются! Деньги появляются! и мечты сбываются
|