Источник: hossamramzy.com Автор: Франческа Салливан Перевод: Кумал для arabicdance.ru
Когда тело поет
июнь, 2001 г.
«Восточный танец – это вся моя жизнь. У меня есть сын и муж. Но мои самые лучшие воспоминания – только о танце» Сухейр Заки
Возможно, Сухейр Заки ушла на пенсию, но она не потеряла своей волшебной ауры обаяния.
Анвар Садат (Anwar Sadat) однажды назвал её «Умм Кульсум танца». «Точно также как Умм Кульсум поет своим голосом, вы поете своим телом», сказал он ей. Президент США Никсон назвал её «Загхарит», когда узнал, что это слово употребляют, когда хотят выразить радость. Сухер Заки получала признательности и медали от Шаха Ирана, президента Туниса и Гамаль Абдел Нассера. В беседе с Франческой Салливан Сухейр Заки делится своими воспоминаниями о прошлом.
Сухейр Заки родилась в Мансуре, где она жила со своей семьей до 9 лет, а потом они переехали в Александрию. Вряд ли можно было сказать, что танец и музыка были семейной традицией её семьи – отец работал в строительной промышленности, а мать была няней, –но Сухейр влюбилась в них с самых ранних лет, и сама училась танцевать, слушая радио. Прирожденный талант проявил себя очень рано, задолго до того, как его заметили на днях рождениях и вечеринках друзей и членов семьи.
«Когда я мысленно возвращаюсь назад, то понимаю, что самым счастливым временем в моей жизни были те ранние годы, когда я впервые начала танцевать в Александрии. Я все больше расцветала как женщина, и чувствовала изменения, происходящие в теле, и в то же самое время я чувствовала беззаботность и полное отсутствие каких-либо обязательств. На протяжении всей моей творческой карьеры у меня всегда был кто-то, кто заботился о делах, обычно это был член семьи, и разумеется, он прежде всего учитывал мои интересы и интересы моей матери».
Она танцевала в клубах Александрии, и в 1962 году её впервые показали по телевидению. Её заметил видео режиссер Мохаммед Салем, которому нужна была «девушка с длинными волосами».
«Я была единственной танцовщицей в то время, которая не носила парик и не нуждалась в тоннах макияжа. Он хотел, чтобы я стала телеведущей, и я даже попробовала, но это не было успешно. Мой голос не соответствовал телевизионным требованиям и кроме того, единственное, что меня интересовало, это танец».
Но она все же переехала в Каир, где и осела, и выступала на свадьбах и в ночных клубах. Несмотря на прежнюю неудачу на телевидении, это было всего лишь начало её карьеры. Ее превосходный музыкальный слух стал знаменитым. «За всю мою карьеру я ни разу не повысила голос ни на одного члена моего оркестра. Если кто-то фальшивил, я всегда слышала это и знала, кто это сделал, даже если я стояла спиной к нему. После выступления я отводила его в сторону и говорила, где именно и в какой ноте он ошибся. Музыканты всегда очень уважали это».
Сухейр Заки является символом «естественной» танцовщицы. Её привлекательность заключалась в её простоте: она толковала музыку точно и естественно, без излишеств или чрезмерной пышности. Её проходки очень долго оставались привлекательными, и им обучают и по сей день. Перед публикой она всегда была самой собой – актерская игра никогда не была частью её выступления. Точно так же как вы увидите её, если повстречаетесь с ней на улице – тихая, мягкая, вежливая, - именно такой она всегда была на сцене.
Скорее всего, стереотипный образ восточной танцовщицы – знойной, соблазнительной, страстной – никак не соответствует этому описанию. И все же оно объясняет, почему Сухейр Заки сохранила незапятнанную репутацию в противоречивом мире восточного танца. Она всегда с гордостью говорит, что она танцевала на свадьбах всех дочерей Гамаля Абделя Нассера и Анвара Садата; что именно её выбирали для того, чтобы показывать представления перед высокими должностными лицами, начиная от министра обороны России до президента Никсона и Генри Киссенджера; и что она стала самой первой танцовщицей, которая отважилась интерпретировать благоговейные песни Умм Кульсум на сцене ночного клуба, и что сама певица благословила её на это.
За свою карьеру Заки снялась в более чем 100 фильмах вместе с такими звездами как Фарид Шоуки (Farid Shawqi), Шокуку (Shokoukou) и Шадья (Shadiya). Но на самом деле, игра в кино никогда по-настоящему не привлекала её. Чаще всего у неё были незначительные роли, и она была там для того, чтобы танцевать. Но, как утверждает сама танцовщица, «Если мою фотографию помещали на рекламный плакат фильма, это привлекало толпы зрителей».
И своего мужа, Мохаммеда Амара, она встретила на съемочной площадке. Это был успешный брак. «Мой муж, сам будучи человеком творческой профессии, прекрасно меня понимал. У нас было много общего». И тем не менее, из-за напряженного графика выступлений, Заки очень долго не могла родить ребенка. Она несколько раз беременела, но каждый раз случался выкидыш. В конечном итоге ей удалось родить сына, Хамада.
В конце 80х танцевальная сцена начала меняться, и Заки, видя, как развиваются события, начала подумывать о том, чтобы грациозно удалиться со сцены. Уже тогда во взглядах общества на танец происходили очень глубокие изменения. Восточный танец начинал постепенно уходить с телевидения, и не только это. «Сам вид танцовщиц изменился. Даже если взять только костюмы. В наше время, мы были романтичны, в объемных шифоновых юбках мы выглядели как принцессы. И неожиданно – только плотно облегающая лайкра. Когда ты кружишься, лайкра не движется вместе с тобой, она прилипает. Быть танцовщицей – это не значит выставлять напоказ свое тело или позировать на сцене. Это показывать искусство танца».
Сейчас Заки в основном сидит дома и редко покидает город. Она общается со своей семьей и несколькими самыми близкими друзьями. Но каково это отвернуться от того, что ты так любила всю свою жизнь? «Когда я впервые бросила выступления и решила отойти от дел, очень долгое время я была в депрессии, и мой вес подпрыгнул до 80 килограмм. Мой муж забеспокоился и отвел меня к доктору, который бросил на меня один взгляд и сказал: «Все очень просто. Ты скучаешь по той жизни, которую ты вела раньше. Ты привыкла, чтобы тебя обожали и почитали, а теперь на тебя никто и не смотрит», говорит Заки. "Он посадил меня на диету, я начала регулярно посещать спорт клуб, ходить пешком, и я очень мало ем. Мой маленький совет: если вы хотите молодо выглядеть, то спите как можно больше – я сплю по крайней мере 9 часов в сутки»
|