Интервью с Махмудом Реда http://neareasterndance.org/east/reda-troupe1.htmАВТОР: Julie Anne ElliotПеревод: Сергеева ЕленаСАИДИ"Вы не можете контролировать искусство" -Махмуд Реда, 31 июля 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ О САИДАХСаид-это часть Египта на юге, которая была известна во времена фараонов (да и сейчас тоже) как Верхний Египет. Он тянется от юга Мемфиса до Асуана. (затененная область на карте). Термин "Верхний Египет" обращается к тому факту, что он находится выше о течению Нила, это значит, что он находится ближе, чем Нижний Египет к высокогорьям восточной Африки, где берет свое начало Нил. Главные города саидов включают в себя Луксор и Ассьют.
МУЖЧИНЫ-САИДЫ И ПАЛКИПо традиции, мужчина-саид носит с собой большую палку. Ее длина равна росту мужчины. Когда он выходит работать в поле, она используется в качестве орудия самообороны против волков и других хищников. Если возникает необходимость вступить в схватку с другим человеком, эта палка достаточно тяжела и удар ей настолько сильный, что может убить.
Одновременно, возникло боевое искусство под названием
tahtib (тахтиб), которое базируется на использовании этой палки. Это искусство превратилось в игру, в которой мужчины соревнуются друг с другом, руководствуясь определённым правилами. Традиционная музыка звучит как фон для упражнений этого воинственного искусства. В другое время, в мужском фольклорном танце используется более легкая и меньшая по размерам палка, хореография основана на движениях боевого искусства.
Стоп-кадр из фильма "Любовь в Карнаке" с участием труппы Реда, изображает Махмуда Реду (слева), исполняющий сцену тахтиб.
ЖЕНСКИЙ ТАНЕЦ С ПАЛКОЙЖенский танец с палкой развился из мужского танца. Женщины подражали движениям мужчин, как они обращались с палкой, передразнивая их, но в более женственной манере.
Труппа Реды никогда не использовала женский танец с тростью в своих постановках. Реда, обьясняя это, говорит:"Женский танец-это имитация мужского танца. В труппе Реда есть достаточное количество мужчин, чтобы сделать этот танец, так почему бы тогда их не использовать?". Позднее в труппе Реды стали использовать и женский вариант танца стростью, но только если это требуется в контексте изображаемой истории. К примеру, Реда поставил один танец, который начинается с того, как группа мужчин танцует с тростями. Потом на сцене появляются женщины и отнимают трости у мужчин. Женщины кокетничают, танцуя с тростью. чтобы их обладатели пытались их отобрать обратно.
СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ СОБСТВЕННОГО ТАНЦА С ТРОСТЬЮДля мужского танца с тростью:--мужчина-саид, танцуя с тростью, не танцует с женщиной;
--используйте палку как партнера по танцу;
--двигайтесь медленно, неторопливо;
--некоторые мужчины используют 2 трости, или даже способны использовать 4. Реда предостерегает против этого: "Это не танец, это акробатика и жонглирование. Это другое искусство, не танец. Трость здесь не партнёр"
Для мужчин и женщин: --представление должно рассказывать о танце, а не о трости;
--не делайте танец похожим на цирк.
Для женщин: --для женщин этот танец является подражанием мужчинам;
--женщины используют меньшую палку;
--когда женщины используют трость в ориентале, они должны изменить костюм, сделав его более фольклорным, прежде чем использовать палку;
--для женщин вращение трости-неотъемлемая часть танца;
--балансирование трости на груди неприемлемо. Это унизительно.
МУЗЫКА САИДИ Особый музыкальный ритм, ассоциируемый с танцем саиди и их культурой, на табле звучит как "(дум тек)-(дум дум)-(тек)"
Традиционные музыкальные инструменты, используемые в музыке саиди это
мизмар (похож на гобой),
ребаба (струнный инструмент, на котором играют смычком), и большой тяжелый
барабан, который носят на перевязи на шее и на нем играют палочками.