нашла здесь:
http://www.bdkids.by/forum/viewtopic.php?t=542Интервью с МароккоМне выпало счастье выступать, читать лекции, учить и публиковать статьи во многих местах, о чем я даже мечтать не могла сорок лет назад, когда только начала работать танцовщицей-восточницей. С тех пор моя деятельность включала несколько двуязычных лекций/выступлений в Марракеше, Марокко по особому приглашению директора Дар Америка (там же и еще в Касабланке я проводила несколько семинаров по Ракс Шарки); лекции/выступления в невероятно почитаемом и уважаемом Женском клубе Каира (они просили меня еще остаться и преподавать - я отказалась); презентация разных версий моей работы "Танец как общность среди отдельных берберских наций в Марокко" (…); и, наконец, в течение последних четырнадцати лет мириады семинаров, концертов и шоу в Германии (нахваталась достаточно немецкого, чтобы преподавать, объяснять и шутить!), Австрии, Англии, Канаде, Швеции, Израили, Швейцарии, Израиле, Норвегии, Италии, Австралии, Бразилии и Финляндии. Это, исключая серии лекций в школах и музеях и лекций/выступлений/ встреч и семинаров/концертов по всем Штатам на протяжении более тридцати пяти лет.
В этом июне я во второй раз буду в Каире по приглашению Ракии Хассан с лекцией на ее недельном семинаре, полном великих египетских имен и личностей, и буду единственной иностранкой, читающей лекцию!!
Я не хвастаюсь (ну, может, только чуть-чуть…) - Я в восторге, потому что я потратила свои сорок два с лишним года в постоянном исследовании и наблюдении за различными этническими сообществами, из которых происходит наш танец, и здесь, и за границей не для того, чтобы сохранить все мои знания в секрете. Я занималась исследованием, чтобы узнать все о Восточном танце (Ракс Шарки) и других народных танцах из тех же мест, чтобы поделиться знаниями и не дать исчезнуть этому прекрасному искусству в результате "модернизации" или "фундаментализма".
Я выступаю за правду и против вымысла, потому что правда всегда лучше: куда интереснее вымысла. Я занимаюсь всем этим, чтобы поделиться чистой радостью от прекрасного танца, который, если он правильно исполняется, полезнее для нас, чем йога и йогурт вместе взятые, а зрителя он и поднимает и удовлетворяет. Замечательная музыка, волнующие ритмы, потрясающие костюмы, аплодисменты и удовлетворение собственного "я" тоже никому не вредят.
Когда ты доступен и пишешь, слова вылетают, и люди обращаются к тебе (часто в самое странное время!) с вопросами и ждут честных ответов от кого-то, кто "был там" и хочет объяснить что-либо и поделиться знаниями. Часто одни и те же вопросы задаются самыми разными людьми, и я все время даю одни и те же ответы. Если бы хотя бы половину своего времени я тратила на то, чтобы писать, мой труд уже давным-давно был бы опубликован. Но не волнуйтесь, он еще выйдет, и к тому времени я буду знать еще больше. Пока же, можно отвечать по кусочкам, по паре вопросов за раз. Готовы? Хорошо.
Вопрос: Есть ли разница между египетским, турецким, персидским, арабским, греческим, ливанским и марокканским Восточным танцем? Как эту разницу распознать? Есть ли американский стиль? И вообще, существенна ли эта разница?
Ответ: Да "стиль" некоторым образом существенен: 1) Он может указать зрителю на происхождение исполнительницы (или ее учителей, окружения и личных пристрастий) и 2) исполнение "типичных" элементов может помочь танцовщице установить контакт с этнической аудиторией, делая танец более знакомым, уютным и радостным для зрителей.
Разница?
1. Египетский "стиль":
я езжу туда с 1964 года и видела множество "стилей". У каждой "звезды" свой стиль/индивидуальность. Нэгуа Фуад танцевала иначе, чем Сохер Заки, та, иначе, чем Нахед Сабри, иначе чем Самия Гамаль, чем Тахия Кариока, Зейнет Алуи, Хода Шамс эль Дин, Надия Хамди, Шушу Амин, Надия Фуад, Мона Саид, Фифи Абду, Хана, Эман Уагди, Аза Шариф и т.д. Нани - не Дина, а та - не Люси и не Айда Нур.
Не думайте, что всякая египетская танцовщица танцует на уровне вышеперечисленных. Слава Богу, была только одна Сахар Хамди. Она относится к классу (или ячейке) из одной себя, если вы понимаете о чем я. По счастью, самые богатые фундаменталисты заплатили ей, чтобы она "ушла на пенсию" и публично "прикрыться" на популярном фундаменталистском телевизионном шоу в Каире несколько лет назад.
Почему же было так много танцовщиц, если подобная карьера пользовалась дурной репутацией? Потому что для египетской экономики их заработки были очень хорошими. Они начала существенно снижаться во время и после войны в Персидском заливе, и сейчас, в январе 2000г. я бы сказала, что в Каире не осталось НИ ОДНОЙ настоящей сцены для танца. Это меня ужасно огорчает и разбивает мне сердце. Большинство известных нам звезд начали уходить со сцены в середине 93 года. Чудовищная потеря для танца!
Как охарактеризовать то, что мы считаем египетским "стилем"? Расслабленный, уверенный танец, много движений бедрами, и тем не менее не бешеный ритм. По большей части быстрая, иногда очень затейливая/ оркестрованная/ расцвеченная музыка, особенно вступления. Звезды обычно держали собственные большие оркестры, включавшие несколько барабанщиков: удивительная музыка, а музыканты репетировали до тех пор, пока не добивались того, что хочет танцовщица. Много Максума и барабанов. Короткий, медленный таксим, если он вообще бывает. Четкая постановка рук и акценты, движения и проходки, очень много взаимодействия с публикой. Те, кто УМЕЕТ, использует сагаты (цимбалы). Тем, кто не умеет, хватает ума нанимать кого-нибудь, кто за них простучит.
Полноценное шоу состоит их Восточного танца и одного или более "табло": фольклор или сатира или еще что-либо, что дает возможность несколько раз поменять костюм. Некоторые исполнительницы добавляют не восточные, порой даже неуместные движения (или костюмы), чтобы отличаться или просто потому, что им это нравится. Пара молодых танцовщиц (особенно Дина) надевали на сцену меньше материи, чем мы надеваем на пляж. Крашеных блондинок можно было опознать сразу же. Из-за всего этого танец/танцовщица выглядели странно, и зрителям было неловко.
Я вспоминаю случай в 90м или 91ом году, в ночном клубе гостиницы Нил Хилтон, где я была с группой в одном из моих чудесных путешествий. Дина "танцевала" в платье, таком коротком и узком, что она все время занималась тем, что одергивала его на бедрах. Группа очень смущенных мужчин и женщин из Кувейта отчаянно объясняла нам: "Пожалуйста, поймите: мы НЕ одеваемся так для Ракс Шарки, то, как она одета и то, что она делает - это НЕ Ракс Шарки. Ракс Шарки - это один из самых красивых классических танцев в наших странах. Это - не он. Пожалуйста, не подумайте, что мы такие." Мы успокоили их, сказали, что мы действительно знаем в чем дело, и отлично понимаем, что это ее собственный выбор костюма. Я сказала, что наверняка, на это скоро отреагируют фундаменталисты. Так и случилось.
Полиция искусств стала невероятно жестко следить за костюмами - танцовщицы, у которых не было связей в высоких политических кругах, (у Дины есть, но даже она существенно изменилась, хотя многие из ее костюмов все еще оставляют желать лучшего) иногда даже надевали велосипедки под юбки. По счастью, это продлилось недолго. Ура!
Одну американскую танцовщицу, выступавшую в Каире, арестовали за то, что разрезы на ее юбке были слишком высокими, и иногда проглядывало бедро!!! Поверьте мне, никому НЕ хочется быть женщиной, да еще и танцовщицей, да еще и арестованной полицией! Понятно, что она больше не танцует. В тот момент, как вы это читаете, египетский профессор обратился в Верховный суд, чтобы тот запретил Восточный танец на том основании, что по закону шариата женщина может демонстрировать тело только мужу.
Образованные египтяне старшего поколения, которые помнят времена короля Фаруха, называют танец Ракс Туркос или просто Туркос (турецкий) наравне с Ракс Шарки! Когда Фаруха, последнего оттоманского правителя, свергли, в Каире перестали танцевать под карсиламу, за исключением одного номера в труппе Негуы в 79 году.
Почему сегодня так популярен современный "египетский стиль"? Очень просто, благодаря длительной гражданской войне в Ливане, которая закончилась совсем недавно, на протяжении 20 лет Каир был единственным местом на востоке, где было много ночных клубов, в которых постоянно выступали танцовщицы от приличных до великих. Множество американских, немецких, шведских и пр. танцовщиц совершили паломничество в Каир или видели массу египетских видеокассет. В каком-то смысле это хорошо. В каком-то - нет.
2. Ливанский?
Более волнообразный, изящные руки, прямое положение корпуса, более резкая работа бедрами, часто больше медленной музыки, чем в современном Каире. Больше энергии, меньше кокетства. Более склонны носить высокие каблуки, нежели египтянки. (То же - в Иордании и Сирии). Местные танцовщицы изображают застенчивое отношение, вроде "Я совсем не понимаю, как мое тело это выделывает". Но совсем не та степень застенчивости, какая бывает в некоторых народных женских танцах Армении.
Надия Гамаль была не типична для "ливанского" стиля: ее танец был полностью поставлен, включая выражение лица, и она иногда использовала некоторые современные и не восточные движения. Она в самом деле была уникальной, уважаемой и талантливой артисткой. Ужасно обидно, что она умерла такой молодой. "Новый" ливанский стиль, с конца гражданской войны, более экспериментальный. Это касается и костюмов, и музыки и самого танца. Все на очень высоких каблуках или на платформах, что портит очень много движений, поскольку каблуки меняют центр тяжести. Они танцуют подо все, начиная с рок-музыки и заканчивая Пятой симфонией Бетховена. Очень многое из этого забавно, что-то отвратительно, но по крайней мере, они стараются. Надеюсь, в следующие несколько лет, мы увидим, как Бейрут произведет нескольких действительно замечательных исполнительниц, в том случае, если чертовы фундаменталисты и закрутят гайки и на этой "сцене"!
3.Турецкий?
К сожалению, кроме Несрин Топкапи и Тулай Карака все, что мы видим на видео из Турции, начиная с 80х годов - ужасно, и не "турецкое". Слишком много видеотанцовщиц кажутся скучающими крошками или неуклюжими танцовщицами гоу-гоу: раздетые до безобразия, они вовсе не те жизнерадостные, энергичные, земные женщины всех возрастов и размеров, каких я помню со времен Сулу Куле и других мест в конце шестидесятых, в семидесятые. Современные танцовщицы в Стамбуле намного лучше, а их костюмы еще в сто раз лучше. Хуже всего, что большинство танцовщиц и этнологов, которые не были там в 60е и 70е, имеют крайне неверное представление о турецком Ориянталь Танси по этим видеозаписям.
Настоящий турецкий стиль очень живой, яркий и жизнерадостный. Больше "партера", чем у остальных. Египетский максум не используется, зато используется тяжелый чифтетелли и иногда быстрый карсилама, обычный или в варианте Сулу Куле.
Турецкие танцовщицы не меняют костюмы так, как египтянки, также они не разнообразят номера. Для этого в Турции есть настоящие ансамбли народных танцев, поскольку Турция ОЧЕНЬ гордится своим богатым наследием в области традиционного народного танца, им обучают в колледжах и даже устраиваются ежегодные конкурсы, в которых участвуют все школы Турции.
4.Персидский?
Не совсем: на самом деле здесь его называют "Ракс-э-Араби" или "арабский танец". Настоящие персидские/иранские танцы могут иметь движения бедрами и грудной клеткой, но большинство принципиально отличаются от движений Восточного танца.
Однако для персидской/иранской аудитории, вы можете использовать изящный, скользящий танец на 6/8, исполнять скоординированные движения головой и руками, особенно движения головой (они это обожают!) В иранском сообществе, движения Восточного танца чаще используются в сценическом танце и некоторых народных танцах, и редко составляют отдельную дисциплину. В любом случае, они танцуют невероятно женственно и деликатно. "Наз" или "шарм" - это главное, и ни в коем случае не вызывающе сексуально…
Сокровищница классических и народных/региональных стилей персидского танца неисчерпаема. Сегодня эти танцы исполняются тайно или в эмигрантской среде. Аятолла и его сообщники не очень-то заботились о развлечениях, особенно исполняемых женщинами и для женщин. Похоже, ситуация немного меняется, но путь еще ОЧЕНЬ долог.
5.Арабский, как в Саудовской Аравии?
Практически исключительно исполняется женщинами с женщинами и для женщин в домах. Смесь Восточных движений и некоторых очаровательных движений волосами, заимствованных их Халиджи/аль Нашаат. В Саудовской Аравии нет ночных клубов и профессиональных танцовщиц. Все это совершенно против их версии законов шариата
Некоторые египетские танцовщицы, для туристов с Персидского залива надевают тоб аль нашаат поверх своей бедлы к концу выступления и танцуют немного саудовского танца, потом снимают ее и продолжают обычный Шарки. Некоторые выступают с подобным танцем вторым или третьим номером.
6.Марокканский?
Их танец - это смесь некоторых египетских и ливанских стилей, которые они подхватили от гастролеров и с видеокассет.
Шихатт - это Шихатт. Это - не Восточный танец. Настоящий Шихатт в бедле будет смотреться очень вызывающе. Городской Шихатт в основе имеет несколько движений восточного танца, заимствованных из египетских и ливанских фильмов.
То, что предлагают туристам в Марокко под видом Восточного танца, как правило очень средне или плохо. Почему? Это не только не уважаемая профессия для женщины в мусульманской стране. Она еще и плохо оплачивается. Вот поэтому.
7. Греческий?
Настоящего "Греческого" стиля вообще не существует. ОНИ сами называют танец Анатолитико Хоро: анатолийский (турецкий) танец. Именно от турков греки и получили танец, вместе с 500ами годами угнетения: диктатурой Оттоманской империи.
Музыкально, в основном, быстрый или очень медленный чифтетелли, греки произносят его Цифте телли, а также некоторые хорошо аранжированные турецкие или греческие мелодии, с более стабильным, перекатывающимся ритмом и почти без синкоп, много румбы/болеро, хорошая карсилама, и, если в оркестре есть хороший кларнетист, может быть медленный таксим.
При случае, особенно после Ангелопулоса, некоторые греческие музыканты могут сыграть несколько мелодий Ом Колсума или еще каких-нибудь популярных египетских и ливанских песен. Максум - большая редкость. Если вы достаточно владеете Восточным танцем, отдайтесь на волю музыки (в противоположность жесткой хореографии), и у вас может получиться отличное шоу. Не волнуйтесь, хороший танец всегда будет хорошим танцем.
8. Американский стиль?
Вуаль - это в чистом виде наше изобретение, относящееся к тем временам, когда большинство "танцовщиц" не обладали достаточным репертуаром движений самого Восточного танца, чтобы исполнить танец на 20-40 минут. Кроме того, у американцев были голливудские фантазии на тему "танца семи покровов", благодаря которым размахивание куском шифона (синтетического или настоящего) стало обыденным.
Я не издеваюсь. Я видела такие красивые танцы с вуалью, от которых я плакала. В Египте вуалью могут размахивать немного при выходе (мадженси), но ее довольно быстро отбрасывают в середине или в конце первой песни.
До недавнего времени, особенно в Нью-Йорке и Бостоне, мы сохраняли более старый и "традиционный" стиль, из-за большого количества старых ливанских, турецких, армянских, египетских и "тяжелых" греческих музыкантов, а также из-за этнической публики, состоявшей из больших семей.
Что же все это изменило? Старые музыканты, которые с гордостью объясняли и обучали техническим деталям музыки и деталям различных стилей новых танцовщиц, превращая их тем самым в "приемных" внучек, умерли один за другим. Тем из нас, кому посчастливилось познакомиться и поработать с ними, их очень не хватает.
Большие семейства, наша лучшая и наиболее преданная публика, переехала в пригороды, поскольку замечательная эмигрантская городская среда нарушилась и растворилась. Таким образом была утеряна обширная "школа" настоящего этнического танца. Не могу сосчитать, сколько раз я отлавливала какую-нибудь бабушку в женской уборной и уговаривала ее показать то, что она только что вытворяла на танцполе с родственниками.
Помните, в то время в Америке не было никаких школ и классов, так же, как нет никаких школ и классов на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Танцу обучают (или не обучают) в семье, от женщины к женщине.
Некоторые совсем недавно начали обучать или ставить танцы индивидуально или на семинарах в Каире, в ответ на иностранный спрос (американок, немок и т.д.). Ученики, которые отправлялись туда, чтобы найти учителя, приезжали сами не свои. К кому-то стоит ходить учиться, кто-то совсем не годен.
Школы. Ах да, школы. Теперь у нас их масса, включая мою. В каком-то смысле, это здорово. Если педагог понимает анатомию и понимает, что на самом деле не каждая, танцующая на вечеринке у друзей или даже на сцене, выполняет движения правильно или имеет правильную постановку корпуса.
Бог знает сколько обманутых курочек верило в мифы об опасности "лежачей" позиции или об односторонности движений. Один "авторитетный" педагог, когда ее ученики спросили, почему у них болит спина, ответила: "Это - цена, которую вам приходится платить за искусство танца". Преступно.
Школы и классы имеют тенденцию производить танцующих клонов, если они не уделяют внимание индивидуальности; ученики могут повторять ошибки педагога и копировать ее ограниченную технику, особенно, когда педагог безответственно выдает свои познания в области танца за все, что собой этот танец представляет. Я видела, как таким образом погибали некоторые настоящие таланты.
Некоторые педагоги, обладающие крайне ограниченным набором познаний в области Восточного танца, ЧРЕЗМЕРНО добавляли элементы модерна, балета или других неподходящих направлений, в поисках чего-либо нового и "разнообразного", чему можно научить и на чем можно заработать. Неважно, насколько их намерения искренни, нельзя учить тому, чего не знаешь.
Все поездки в Каир и доступность египетских видеокассет привели к тому, что многие танцовщицы и поклонники Ракс Шарки считают, что современный египетский "стиль" - единственное мерило или стандарт. Неправильно. Он просто намного проще, чем старый стиль, и до недавних пор Каир был единственным оставшимся местом с массой клубов, где еще выступали относительно хорошие исполнительницы танца. К сожалению, "сцена" значительно ухудшилась, и находится на смертном одре.