The History of Middle Eastern (Belly) Dance
(The super condensed mini version)
http://middleeasterndance.homestead.com ... story.htmlJean Léone Gérôme
Title: Almeh with Pipe 1873
Жан Леон Жером
Альмея (1873)
История танца (живота) на Ближнем Востоке
(в очень кратком изложении)http://middleeasterndance.homestead.com ... story.html
Танец Ближнего Востока — это широкий термин, обозначающий все танцы Ближнего Востока и прилегающих территорий, от старых времен и до наших дней.
Этот термин также обычно применяется к Ракс Шарки или «танцу живота» и его различным стилям, ответвлениям и предшественникам.
Многие ученые полагают, что Ракс Шарки восходит к более древним танцам. Его называют самым древним танцем в мире, и некоторые теории
связывают его с древними танцами Месопотамии, Египта, Греции, Персии, Индии и других древних цивилизаций. Мы не можем с уверенностью установить,
насколько глубоко простирается история этого стиля танца.
У танца Ближнего Востока может быть много источников. Возможно, он восходит к Месопотамии, где на фресках в храмах были найдены изображения танцующих людей.
Похожие рисунки были обнаружены в храмах Египта (1000 г. до н.э.) и в Греции. Многие ученые сходятся во мнении,
что первоначально это был древний ритуальный танец для привлечения плодородия и деторождения. Иногда священнослужительницы выступали в роли «жриц любви»: они исполняли эти танцы для клиентов, взывая к Божеству.
Найденные в Греции тексты (ок. 0 г. до н.э.) описывают движения танцев Нила как быструю вибрацию.
Некоторые движения этих танцев, возможно, сохранились и в современном танце Ближнего Востока.
Современная версия Ракс Шарки восходит к началу XXв., когда он вышел на сцену и стал соперничать со сценическими выступлениями в западном стиле.
Он был призван развлекать приезжих и туристов. В его первозданном виде этот танец, скорее всего, представлял разновидность Ракс-баледи или даже Гавази.
В средние века в Египте существовало несколько классов танцоров: Гавази — уличные актеры и Авалим — специально обученные рабыни и куртизанки для богатых египтян.
Гавази — это «цыгане», выходцы из нескольких подгрупп цыган-дом, одной из восточных ветвей цыган. Упоминания о них датируются вторжением Наполеона в Египет (конец 1700-х гг).
Запись о них есть в книге Эдварда Лейна «Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX века», а также в дневниках и воспоминаниях путешественников, например, Флобера.
Часто встречается описание поперечной тряски (side-to-side shimmy), которая по-прежнему является частью их базовой техники.
Авалим были обучены искусству поэзии, музыки и танца. Обычно это были рабыни, которые проходили обучение в поместьях на всей территории Ближнего Востока.
По окончании обучения они даже могли читать своему господину стихи и исполнять песни.
Кроме того, они овладевали искусством импровизации, а самыми ценными из них считались те, кто отличался особым талантом и в запоминании, и в импровизации.
Они были дорогостоящим приобретением для любого дома и играли важную роль в развлечениях, поскольку они также отвечали за обучение своему искусству остальной части гарема.
Оба эти класса танцовщиц имели очень различный, но возможно и в чем-то похожий стиль танца. В основном танец традиционно исполнялся женщинами для женщин.
Разделение мужчин и женщин и ношение женщинами закрытой одежды возникло до появления Ислама и встречается во многих древних культурах.
Во времена османского правления в Египет хлынул поток туристов, а также было много военных.
Танцовщицы Гавази воспользовались этой возможностью, чтобы подзаработать, — они следовали за военными и танцевали для солдат в местах их стоянки.
Это смутило и вызвало гнев правителя того времени, Мухаммеда Али-паши, который и сослал Гавази в Эсну (Верхний Египет).
В этот период в Египет, Марокко, Тунис, а также различные страны Ближнего Востока приезжали многие художники-ориенталисты.
На их картинах мы видим красивые изображения танцев и гаремов. Художникам обычно не разрешалось заходить в гаремы, поэтому их картины полны вымысла и вряд ли отражают реальность.
Сколько вы знаете женщин, которые целый день возлежат без одежд и курят кальян? У этих людей тоже была своя жизнь.
Танцы Ближнего Востока и Северной Африки похожи. Возможно, эти стили танца получили распространение благодаря изменению границ,
а также политическим и экономическим связям между Персидской, Исламской и Османской империями.
Импорт и экспорт рабов и артистов между этими регионами мог способствовать распространению танцев и их характерных элементов.
Во многих уголках средневекового исламского мира можно было найти как специально обученных, так и уличных танцовщиц, или «цыган».
Цыгане-рома в Турции исполняют «Роман Хавасы» (Roman Havasi), также известный как «Turkish Rom» (танец турецких цыган).
Этот танец имеет много общих элементов с Ракс Шарки. Много общего с Ракс Шарки и у марокканского танца шикхат (shikkat).
Эти танцы развивались в разных регионах, но, возможно, оказали влияние друг на друга или восходят к одному общему источнику.
В конце 1800-х гг. танцы Ближнего Востока и Северной Африки стали проникать в западную культуру. Многие танцовщицы старались подражать знаменитым Гавази и другим танцовщицам,
знакомым по книгам и картинам художников-ориенталистов. В те времена все, связанное с Востоком, привлекало к себе большой интерес.
В Европе этот танец сначала называли «танцем Саломеи», а во Франции он стал известен как «Danse de Ventre» (танец живота).
В Европе все большую популярность стали набирать торговые ярмарки и выставки. И наконец в США были привезены арабские танцовщицы: их выступления на сцене будоражили умы зрителей Викторианской эпохи.
В дальнейшем такие танцовщицы как Мата Хари играли на постоянном интересе к экзотике востока.
Руфь Сен-Дени и Айседора Дункан способствовали началу новой эры в истории танца, а также отдавали дань восточным танцам и мотивам.
В США танец Ближнего Востока стал известен как «танец живота» или «хучи-кучи» (hootchie cootchie) после его нашумевшей премьеры на Всемирной выставке в Чикаго (1893).
Танцу живота часто подражали танцовщицы бурлеск. Они вносили в этот танец свои изменения, что еще больше укрепляло в уме западного зрителя представление о танце живота как о танце соблазнения и сексуальной искушенности.
На Ближнем Востоке танец живота вывела на сцену Бадия Масабни, желая показать в своем мюзик-холле «Казино Опера» (Casino Opera) танцы Ближнего Востока наряду с западными развлечениями.
Она пригласила преподавателей балета для обучения танцовщиц своего шоу, а их костюмы были созданы под влиянием произведений художников-ориенталистов,
оперных костюмов в восточном стиле и ранних голливудских версий костюмов Ближнего Востока. Танцовщицы также вносили изменения в костюмы, чтобы лучше подчеркнуть движения своего танца.
В 1920-х гг. в Египте начали снимать фильмы с участием танцовщиц. С этого времени на Ближнем Востоке появилась хореография (постановка) танца.
Раньше танцовщицы никогда не повторяли танцы, их выступления были чистой импровизацией. Не смотря на их усердную работу над тем, чтобы исполнить танец одинаково,
многие ранние фильмы не столь впечатляющи, а танцовщицы не столь хороши. Однако среди них было и много великих танцовщиц: это заметно, если рассматривать каждую из них в отдельности.
Вместе они смотрелись невыигрышно и нескладно лишь по той причине, что им была непривычна сама идея хореографии.
В Казино Опера начали свою карьеру многие великие танцовщицы: Самия Гамаль, Тахия Кариока, Найма Акеф и многие другие.
Платок (шаль) стал использоваться как аксессуар в танце сначала в США, а на Ближнем Востоке впервые станцевала с платком Самия Гамаль.
На самом деле она стала танцевать с платком из-за того, что ее хореограф искал возможности, как сделать ее руки более изящными.
До этого времени у нас нет свидетельств и записей о танце с платком, хотя на картинах различных художников-ориенталистов встречаются изображения танцовщиц с шалью в руке.
Сложно сказать, являются ли эти картины, как и многие другие работы художников-ориенталистов, вымыслом или они отражают реальность.
В 1950-х гг. фольклорный и сюжетный танец начали постепенно исчезать и, чтобы их сохранить, они были перенесены на сцену.
Начался расцвет каирских ночных клубов, что привело к появлению самых знаменитых танцовщиц всех времен:
Сухер Заки, Ноха (Noha), Аза Зариф (Aza Zharif), Нагва Фуад, Надиа Хамди, Фифи Абду и Ракия Хассан.
Нагва Фуад также способствовала распространению постановочного танца. Она не была сильна в импровизации, но хорошо разбиралась в бизнесе и нанимала хореографов.
Многие в мусульманском мире посчитали, что Египет не следует канонам Ислама, поэтому в последнее время нравы в Египте стали более строгими.
Это приводит к упадку танца. Некогда именитый центр этого вида искусства, возможно, скоро лишится своей короны.
Центром танца становятся две другие страны. Одна из них — остров у восточного побережья Саудовской Аравии, Бахрейн, с очень мягкими нравами.
Бахрейн превращается в Лас-Вегас Ближнего Востока. Другая страна — Ливан, также менее строго соблюдающая каноны Ислама.
В Турции больше распространен кабаре-стиль танца живота: танцовщицы одеваются в очень соблазнительные и очень открытые костюмы.
Танец Ближнего Востока пережил свой расцвет в США в середине 70-х гг. и сейчас возвращается вновь благодаря этике и философии нового века и таким артистам, как Шакира.
На Ближнем Востоке не прекращается борьба между традицией и современностью, религией и светским обществом.
Стили танца живота продолжают развиваться на Ближнем Востоке и за границей, что приводит к многообразным изменениям этого танца.
Теперь сложно даже определить, что является и что не является «танцем живота».
**************
Перевод Натальи Довгулевич
Middle Eastern Dance is an umbrella term which refers to all dances of the Middle East and it's surrounding areas from both the past and present. However its also a term commonly used to refer to Raqs Sharqi or "belly dance" and its various styles, offshoots, and predecessors. Many scholars believe that Raqs Sharqi stems from older dances. It has been called the world's "oldest dance," with theories linking it to ancient dances in Mesopotamia, Egypt, Greece, Persia, India and other ancient civilizations. There is no way to know for sure just how far back the roots of this dance style actually go.
Middle Eastern dance may have many origins. It is possible that this dance can be traced back to Mesopotamia where temple engravings depicting dancers have been found. These same types of depictions have been found on temples in Egypt dating back to 1000 B.C. and in Greece. It is believed by many that this dance started as an ancient ritual dance for fertility and childbirth. The priestesses were sometimes "sacred prostitutes" where they would perform these dances for clients as they invoked the Goddess. Around 0 B.C. there were Greek writings that described Nile dancers as rapidly vibrating. Some of the movements from these dances might still be the same as modern MED (Middle Eastern dance).
Our modern version of Raqs Sharqi only goes back as far as the early 1900's when it was modified as a stage art to compete with western style stage performances and offer entertainment that would have more appeal to foreign occupiers and tourists. However, the original dances in their pre modified version were likely a form of Raqs baladi or even Ghawazee.
During the Middle Ages, Egypt had different classes of dancers. There were the Ghawazee who were considered street performers and the Awalim who were trained slaves and courtesans to the wealthy. The Ghawazee are "Gypsies" who come form several sub-groups of the Dom. They were noted as early as Napoleon's incursion into Egypt in the late 1700's. They are mentioned in Edward Lane's book about the Customs and Manners of the Modern Egyptians as well as journals and memoirs by travelers such as Flaubert. Many accounts describe their side-to-side shimmy which is still part of their essential repertoire.
The Awalim were highly trained in the art of poetry, music, and dance. They were generally slaves who were trained in facilities throughout the Middle East. Upon completion of their education they even came with a list of poems and songs which they could recite for their master. Their education also trained them in the art of improvisation and the most valuable of them would be those with a high degree of talent in both memorization and improvisation. They were an expensive addition to any household but offered a great deal of entertainment value especially since they would then also be responsible for teaching their art to the rest of the harem. Both classes of dancers had a very different but possibly similar style of dance. For the most part the dance was traditionally done by women for women; the separation of sexes and the veiling of women predates Islam and can be traced back to many ancient cultures.
During the Ottoman reign over Egypt there was a surge in tourism and many soldiers. The Ghawazee dancers of course saw this as a moneymaking opportunity and would follow camps of soldiers to dance for. This embarrassed and angered the ruler of the time, Muhammad Ali Pasha who exiled the Ghawazee to Esna, which is in southern (upper) Egypt, to solve his problem. During this time, many artists whom we refer to as Orientalist painters visited Egypt, Morocco, and Tunisia (among other various Middle Eastern countries). They painted many beautiful pieces depicting dancers and harems. Since these artists were not usually allowed into the harem, their paintings are fantastical and hardly depict real life situations. How many women do you know that lounge around all day with no clothes smoking Shisha? These people had lives too.
Similar dances however exist all over the Middle East and North Africa. It is possible that these dance styles spread through the changing borders, political, and economic ties of the early Persian, Islamic, and Turkish empires. Through import and export of entertainers and slaves throughout these regions dances and elements of these dances could have been dispersed to other areas. The presence of trained dancers and street or "Gypsy" dancers is found in many parts of the Medieval Islamic world. The Rom in Turkey perform Roman Havasi (also called Turkish Rom) which has many of the same elements as Raqs Sharqi. The shikkat dance of Morocco also has many common elements. These dances have all developed in separate locations but may have influenced each other or perhaps stem from a common ancestor.
In the late 1800's Middle Eastern and North African dances were making their way into western culture. There were many dancers seeking to imitate the famous Ghawazee and and other dancers depicted in word and pictures by Orientalist. There was much interest in all things Oriental at the time. In Europe it was first called Salome Dancing, in France it became known as Danse de Ventre. The growing tradition of Trade fairs and Expositions in Europe and eventually the US brought native dances to the west who were put on stage to titillate the audiences of Victorian era mentality.
Later dancers such as Mata Hari, played on the continued interest in the exotic east. Ruth St. Denise and Isodora Duncan helped to usher in a new era of dance as well drawing on eastern dances and themes. In the US, Middle Eastern dance became known as "belly dance" or "hootchie cootchie" after it's famous "debut" in the 1893 Chicago World's Fair. It was often imitated and modified by burlesque dancers further solidifying in the minds of western audiences that this was a dance of seduction and sexual prowess.
Back in the Middle East it became a staged performance under Badia Masabni who sought to provide Middle Eastern Dances alongside Western entertainments in her Casino Opera. She had ballet instructors brought in to train the dancers in her shows and their costuming was modified by influences in orientalist paintings, oriental style opera costumes, and early Hollywood versions of "Middle Eastern" clothing. The dancers further modified the costumes to better accentuate their dances.
In the 1920’s, Egypt began making movies with dancers. This was the beginning of choreography in the Middle East, before that dancers would never do the same thing it was pure improvisation. You can see, despite their hard work at trying to do the same thing, that many of the early movies look as tough the dancers are not very good however there are many great dancers among them which you can see if you watch each dancer individually. They only look bad or disorganized because they were unused to the idea of choreography. Some of the biggest dancers have gotten their start at Casino Opera, which has featured dancers such as Samia Gamal, Tahia Carioca, Naima Akef, and many more.
In the U.S. dancers started to use the veil as a dance prop, Samia Gamal was the first to introduce this to the Middle East. She actually started using it because her choreographer was trying to find a way to make her arms look more gracefully. Before this time, there is no record of dancers using veils as a dance prop although various Orientalist paintings depict dancers with veils in hand. It is hard to say whether these paintings, like so many Orientalist paintings, were fantastical or real. In the 1950's Folkloric and story dances were starting to die out and were put on a stage to be kept alive.
In Cairo, nightclubs began to blossom and produce some of the most famous dancers of all time. Among these dancers were Souhair Zaki, Noha, Aza Zharif, Nagua Fouad, Nadia Hamdi, Fifi Abdou, and Raqia Hassan. Nagua Fouad also contributed to the use of choreography, she was not all that good of a dancer when it came to improvising but, she had a good business sense and hired a choreographer.
Egypt began to look, to many in the Muslim world, as though they did not follow any of the rules of Islam and so Egypt recently has began to become more strict. That has led to a decline in dancing. The once proud center for this art form may soon throw down its hat. However, two new places are becoming the center of dance. One such place is an island off the east coast of Saudi Arabia, called Bahrain, where they are very lenient. It is turning into the Las Vegas of the Middle East. The other place is Lebanon, which is also more lenient to the rules of Islam. In Turkey, the dance is more of a cabaret, where they dress very seductively and are very scantily clad.