---------------------------------------—
#Мувашахад
Мауашахат Ракиса
Исследование Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе на тему «Египетский Фольклорный Танец» под руководством Фариды Фахми.
Автор: Фарида Фахми
Перевод: Айда Хассан
Все права на данную статью принадлежат сайту
http://www.faridafahmy.com «Мауашахат Ракиса» – это программа состоящая из танцевальных номеров поставленных Махмудом Рэдой, в исполнение Фариды Фахми, артистами Рэда Групп, которая была спродюсирована для Телевидения Египта.
Что же такое «Мауашахат»?
«Мауашахат» — это множественное число от «Мауашах», что, в свою очередь, означает особую форму сценической поэзии, включающей в себя пение и музицирование. Этот изысканный музыкальный жанр берёт своё начало в Мусульманской Испании Х века. Структура Мауашаха представляет собой поэтическое произведение, облечённое в музыкальную форму, в основе который лежит многократно повторяемая тема (рефрен) чередующаяся с несколькими новыми эпизодами. Само слово «Мауашах» отсылает нас к «Уишах» — что означает «кушак, пояс», то есть часть одежды, которая в ту пору была в ходу среди женщин Андалузии. Обычно, если хозяйка могла себе это позволить, этот пояс богато украшали драгоценными камнями, сложными узорами, жемчугом – пояс был настоящим произведением искусства. Эта сложность и утонченность как нельзя более точно определяет красоту и замысловатость мелодии, поэзии и ритмики Мауашахата, в тоже время, смысл которого вызывает целую череду мысленных, фантазийных образов.
Лирическая поэзия Мауашахата очень личная – поэт, а часто – он же и исполнитель, рассказывал о своих сокровенных мыслях, переживаниях. О любви, о счастье, о печали… Сердце и душа поэта плюс воображение и сочувствие зрителя бесконечно обогащали эту прекрасную поэтическую форму.
Мouwashahat
Около 1492 года примерно полмиллиона Арабов были изгнаны с Иберийского полуострова. Они мигрировали в Северную Африку, унося с собой помимо домашнего скарба и свои культурные традиции. Музыканты, певцы, поэты– их основным багажом были мелодии, стихи, множество художественных жанров, среди которых были и тысячи Мауашахатов. В те времена ещё не была изобретена нотная грамота, и Мауашахаты передавались из уст в уста, от поколения к поколению. Конечно, со временем, многие из них оказались утерянными навсегда. Но какая-то часть всё-таки сохранилась в музейных архивах Испании и Арабского мира. К середине 20 века сообщество музыкальных историков и просто поклонников Мауашахата проделали огромный труд, но воссоздали коллекцию прекрасных музыкальных произведений, которые максимально приближены к классической форме этой старинной традиции.
В современном мире Мауашахат до сих пор популярен в Марокко, Тунисе, Алжире, а так же в Сирии и Ливане. В Египте он был очень распространен вплоть до начала ХХ века.
Мouwashahat
Мouwashahat
Мауашахат Рэды
Одним прекрасным вечером, в 1979 году, Али Рэда был приглашен на музыкальную вечеринку в дом к Хамаде Мадкуру. Хаммада Мадкур – был непрофессиональным музыкантом, что не мешало ему слыть одним из лучших удистом (играющем на уде) Египта. Именно на этом вечере Али Рэда впервые услышал Фуада Абдель Магида – ещё одного не профессионала, но талантливейшего композитора, посветившего свою жизнь сочинению и исполнению Мауашахатов. Мауашахат – был самым большой любовью в его жизни. (О, сколько ещё было прекрасных вечеров, которые наполняли наш маленький дом музыкой и песнями). Али Рэда был покорён этой музыкой и в тоже мгновенье решил объединить свои усилия с талантом Фуада Абдель Магида для создания танцевальной программы для Рэда Групп.
Мауашахат Ракиса
Мауашахат Ракиса
Музыка Фуада Абдель Магида
В сочинении своих Мауашахатов Фуад Абдель Магид строго держался классических канонов Андалузских музыкальных и стихотворных традиций. Он использовал классический литературный арабский язык, который не усложняя поэзии, делал её очень элегантной и чувственной. А мелодии, им сочинённые, были совершенно очаровательны, не смотря на то, что они не были так сложны, как классический Мауашахат Магриба и Левантии. Фуад Абдель Магид обладал богатейшим репертуаром. Из этого богатства Али Рэда выбрал восемь Мауашахатов, и Абдель Халим Нуира – знаменитый, блистательный композитор занялся сочинением оркестровой версии. В своей оркестровке Нуира использовал и европейские, и египетские музыкальные инструменты. Виртуозно комбинируя современное и классическое звучание, он создавал удивительную гармонию, не отрываясь, в тоже время, от основной темы, написанной Абдель Макидом. Мы с Махмудом работали над хореографией параллельно работе с музыкой – нам дали рабочие записи, которые вдохновляли нас и определяли дальнейший образ танца.
Мouwashahat
Мouwashahat
Хореографии Махмуда Рэды.
В отличии от композиторов и аранжировщиков, которые для своего творчества опирались на исторические документы, Махмуду, в создании хореографии, опираться было не на что. Было множество архивных фактов, говорящих о том, что в те времена существовало множество поэтесс, музыкантш, танцовщиц. Можно было найти отрывки их стихотворений, описаний музыки, но нигде не было ни слова о том, как они танцевали… Получается, мы с Махмудом готовились к абсолютной премьере – ведь никто из наших современников никогда не видел этого волшебного танца… А так как Махмуд не был стеснён никакими танцевальными каноническими рамками, он дал волю своему воображению. Два фактора, на которые он опирался, сделали его хореографию волшебной – первое – это его художественное воображение, второе – потрясающая, накопленная годами, богатейшая танцевальная лексика.
Естественно, основную канву танцевания определял сам Его Величество Мауашахат. Его вариативные ритмы, струящиеся музыкальные фразы, ненавязчивые рефрены – всё это дала Махмуду основание для выбора тех или иных движений и комбинаций. Имея чёткую историческую базу, он собирал множество факторов воедино – эстетику тех веков, культурные и этические нормы, темперамент людей, живущих в то время и в том месте, их быт… Он закрывал глаза и представлял себе – как бы могла двигаться Она, Она живущая там и тогда… И Махмуду Рэде, настоящему художнику и лучшему танцовщику Египта, удалось создать совершенно новый танцевальный жанр – волшебный, струящийся Мауашахат.
Мауашахат Ракиса
Мауашахат Ракиса
Дизайн костюмов.
Как воссоздать то, чего ты никогда не видел?
Всё что у меня было – лишь прозрачный намёк, мираж того образа, который мне было необходимо хотя бы зарисовать на бумаге. Мауашахат – это вечное, музыкальное наследие принадлежит слишком обширной территории, слишком большому пласту времени, слишком большому количеству народов, чтобы внешний его вид, костюмный образ, был однозначным. Как и в случае с работой над хореографией, свобода, которую давало отсутствие фактов, лишь распаляла меня. А прослушивание Мауашахат во время размышлением над костюмом было поистине вдохновляющим. Ещё один фактор играл огромную роль – мы репетировали и одновременно работали над костюмом. Сами движения, танцевальные па, шаги – всё это определяло форму костюма. Костюмы всех восьми Мауашахатов объединял общий набор элементов – пышные шальвары, длинные сюртуки-халаты, множество вариантов головных уборов и поясов-кушаков. Одни костюмы были решены в яркой, контрастирующей гамме, другие в пастэльной – это зависело от настроения того или иного Мауашахата . Главное, что определяло конечный образ – гармония с музыкой.
Именно гармоничная совокупность музыки, образа и хореографии создала принципиально новый танцевальный жанр. Телевизионная премьера прошла с оглушительным успехом сначала в Египте, а потом и во всём Арабском Мире. Программа много раз повторялась на протяжении долгих лет, а отдельные номера стали неотделимой частью богатейшего репертуара Рэда Групп.