РЕМЁСЛА УЗБЕКИСТАНАСегодня речь о чеканке!!!!Чеканка - благородное ремесло. Чеканщик по сравнению с простым жестянщиком все равно, что столяр-краснодеревщик по сравнению с плотником. Чеканщик, чтобы изготовить кувшин-офтоба, должен владеть ремеслом литейщика, кузнеца, чеканщика и гравировщика по металлу, резчика и лудильщика.
Чеканное искусство одно из самых древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры, к периоду «бронзового века». На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке - в эпоху правления Тимура и династии Тимуридов.
Мастера изготавливали различные виды чеканных изделий: кувшины для воды, чаши для чая, подносы, тарелки, шкатулки, курительные приборы, чернильницы, пеналы и курильницы для благовоний.
В орнаментах чеканных изделий мастера применяли преимущественно растительные и геометрические узоры. Наиболее распространенным приемом художественного оформления предметов был орнаментальный стиль «ислими». Он представлял собой орнамент вьющихся цветов, листьев и бутонов.
Существуют два вида узбекской чеканки: глубокая, т.е. с углубленным рельефом (кан-дакори) и плоская (накш).
Различают несколько региональных школ узбекской чеканки по металлу. Изделия эти школ отличаются друг от друга глубиной рельефа, орнаментом, и формой изделия.
Хивинские мастера изготавливают сосуды для воды с уплощенными и ребристыми боками. Отмечается довольно глубокий рельеф чеканки. Кроме растительного орнамента для хивинских изделий характерны узоры в виде медальонов на фоне затейливых орнаментов, что придает вещам особую выразительность.
Для изделий из Карши и Шахрисабза свойственно разнообразие форм. К сосуду для умывания мастера разработали оригинальную конструкцию крышки в виде коробочки хлопка, лепестки которой открываются при переносе изделия. В оформлении чеканной посуды шахрисабзские мастера используют накладные пластинки, медальоны со вставками из бирюзы и цветного стекла, цветную подкраску фона и поверхности.
Издавна наибольшей известностью пользовались изделия чеканщиков Бухары. Чеканка бухарских мастеров глубокая, фон отделан штрихом. Помимо растительного орнамента изделия часто украшают каллиграфическими надписями.
Самаркандская чеканка сохранила самобытные художественные традиции последних столетий. Ручки сосудов делаются нередко ажурными, с тонким кружевным узором, а в растительном орнаменте используются древние мотивы цветка с четырьмя лепестками.
Один из самых старинных центров художественной обработки металла находится в Ферганской долине. Маргиланские мастера делают сосуды для воды и для чая, используя популярный мотив миндалевидного узора "калампир". Только в Фергане производят традиционные медные светильники и подсвечники. Среди кувшинов из Коканда встречаются высокие стройные сосуды в виде утки. Растительный кокандский орнамент неглубокий, но четкий и густо насыщен мелкими деталями. Дополнительно изделия инкрустированы бирюзой, гранатами и кораллами.
Традиционная Ташкентская чеканка по металлу близка по формам и орнаментам кокандской школе. Отличают ее лишь укрупненные растительные мотивы, а геометрические напоминают орнаменты резьбы по дереву, в частности стиль паргори.
Ссылки:
http://heritagevillage.moifoto.ru/87009/f2084931http://uzb.ucoz.ru/index/chekanka/0-253