В башкирском хореографическом искусстве много обрядовых, бытовых танцев: "Кapfатуй" ("Воронья свадьба"), "Kарfа буткаhы" ("Воронья каша"), которые встречаются в восточных районах республики, массовая хороводная пляска "Тунэрэк бейеy", бытующая во всех регионах республики.
Плясками, песнями, игрой на кубызе и курае сопровождались семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Народ веселился на народных празднествах йыйын (майзан), семейных событиях: показ гостя, свадьба, рождение ребенка, проводы и встреча невесты - все это сопровождалось плясками, музыкой, игрой.
Кроме обычных массовых танцев башкирская хореография имеет специфический женский и мужской танец, связанный с процессом труда. В обрядовых трудовых праздниках, которые сохранились до наших дней ("Йэн илэу"- "Прядение шерсти"-, "Кейез басыу" - "Выделка войлока", "Киндер hуfыу" - "Ткать холст", "Каз емэhе"- "Праздник гуся"), пляски исполнялись женщинами. Мужчины пели и плясали по окончании таких совместных работ, как строительство дома, уборка урожая, сенокос и др. Мужские танцы исполнялись коллективно и сольно.
Мусульманская религия, ее запреты тормозили развитие народного танца. Постепенно исчезли обрядовые ритуальные массовые представления. Танцы, в которых участвовали только женщины, проходили там, где их никто не видел. В летнее время - это вершины холмов и гор, зимой девушки приглашались в один из домов аула, где не было родителей, и исполняли сольные танцы, показывая каждая свое мастерство.
Взрослые женщины собирались очень редко и под тихий аккомпанемент кубыза и курая плясали очень сдержанно. Каждая женщина могла пройти в танце один-два круга, долго танцевать считалось неприличным.
Каждое движение в башкирском танце выражало определенный вид (элемент), выполняемой в быту, в жизни работы: подражание бегу, скачкам, охоте - в мужских танцах; прядение, приготовление пищи (айрана, кумыса, тукмаса) - в женских танцах.
В танцах находит художественное воплощение характер башкирского народа, его темперамент, эстетические идеалы, отношение к добру и злу.
История хореографии башкир имеет свою географию. Охотничьи, воинственные обрядовые танцы характерны для восточных башкир, игровые и бытовые танцы - для западных. Северо-восточные и зауральские башкиры имеют общие черты, такие, как чередование бесшумных, легких и плавных движений с сильными дробями, с неподвижным корпусом (основное движение - "переменный ход", удары пятками).
Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является "засучивание рукавов".
Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы "Кейез басыу" ("Выделка войлока") бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, "Каршы бейеу" ("Лицом к лицу") - в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам.
В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы "Муглифа", "Зарифа", "Гульназира" (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; "Зайнабем", "Эпипэ", "Карабай" - на северо-востоке.
Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук.
Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца "Тунэрэк бейеу" ("Круговая пляска") у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: "Треножник", "Три угла".
Башкортостан. Краткая энциклопедия под ред. Р.З.Шакурова Уфа, изд-во:"Башкирская энциклопедия", 1996г.
http://www.gaant.ru/photos/7dev.avi -танец 7 девушек
http://www.gaant.ru/photos/bashsu.avi -башкирская сюита -мне очень понравилась)
Видео взято с сайта посвященного Ансамблю Народного Танца им. Ф.Гаскарова!
http://gaant.ru/