Перевод: Сергеева Елена
ДУРАК ПОЕТ ГЕРОЙСКИЕ ПЕСНИ: ШААБАН АБДЕЛЬ РАХИМ, ЕГИПЕТСКИЙ ШААБИ И ВИДЕОКЛИП "ФЕНОМЕН" текст James R. Grippo
"Если ты хочешь плавать в глубинах окена Правды, ты должен превратить себя в ноль" (Махатма Ганди)
Когда 12 карикатур, изображающих Пророка Мухаммеда были опубликованы в датской "Jyllands-Posten" 30 сентября 2005г, мало кто предвидел всплеск ожесточения, который проявился как результат того, что эти картинки перепечатали некоторые европейские газеты в начале 2006. Датские мусульмане , которые вскоре в ответ начали протестовать, поначалу привлекли мало внимания международной общественности. В начале февраля 2006, тем не менее, премьер-министр Дании Anders Fogh Rasmussen описал ситуацию как худший международный кризис в Дании со времен Второй Мировой войны, заявил, что 139 демонстрантов погибло и 823 ранены в стихийных протестах в Афганистане, Кении, Ливии, Нигерии, Пакистане и Сомали. Всплеск насилия прокатился после того, как карикатуры были перепечатаны в более чем 50 странах. Карикатуры в Jyllands-Posten спровоцировали глобальный конфликт и беспорядки не только потому, что графические изображения Аллаха и Мухаммада оскорбляли достоинство и религиозные чувства мусульман, но и нарушили дружеские отношения с мусульманами, т.к.изображения были поняты многими агрессивно настроенными мусульманами как часть бОльшего глобального конфликта между христианским западом и мусульманским востоком.
Когда полемика о карикатурах достигла своего апогея, суперзвезда египетского шааби, Шаабан Абд Эль Рахим выпустил песню только в формате видеоклипа, которая называлась “Khalasna al-Sabr Kullu” ("Мы все потеряли терпение"). В феврале 2006 клип транслировался по египетским спутниковым каналам ("Melody Hits" и "Mazzika") в течении нескольких недель, позже стал повторяться реже. Показ этого клипа в СМИ обеспечил египетских и арабских мусульман аудиовизуальным подтверждением их оскорбления. Это была попытка рассмотреть роль Ш.А.Р. в инокамыслии в египетской музыке шааби и его использования как форму воплощения для быстрого распространения политических взглядов. ти темы обсуждались к контексте воплощения Ш.А.Р-мом двух мощных культурных ипостасей: "Дурак" и "Герой"
ЕГИПЕТСКОЕ ШААБИ, КУЛЬТУРНАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ И ИНАКОМЫСЛИЕ.
В Египте наших дней, популярная музыка может рассматриваться как две частично совпадающие категории: шааби и шабаби. Шааби дословно значит "популярный", но более правильно понимается как "из народа", это равнозначно "народной музыке", иногда либеральной, старомодно-народной, иногда популяризирующей провозглашение городской фольклорной музыки, традиционно исполняющейся низшими классами на праздниках типа свадьбы или обрезания. Как многие другие "традиционные" жанры, музыка шааби исполняется в местах отдыха. Она ассоциируется с ночными клубами и кабаре низкого уровня. Второй термин, шабаби дословно значит "из молодежи", и самое подходящее определение-это "молодежная музыка". Однако, это путает смыслы с глянцевые издания и поп-музыкой высокого класса, который обычно характеризуется нарочито гламурными певцами-суперстар. Хотя поклонники шабаби фактически состоит главным образом из подростков, как это подразумевается названием, ей наслаждаются и взрослые всех возрастов. Оба стиля совпадают в классовыхи культурных границах. К примеру, звезды шааби иногда выступают на свадьбах высокого класса (часто в 5-звездных отелях), а музыка шабаби выглядит (в видео-клипах) и звучит (на кассетах и по радио) для всех частей общества.
Появившийся на подмостках каирских ночных клубов в начале 1980-х, Ш.А.Р. стал одним из господствующих лиц в музыкальной культуре шааби. термин шааби сам по себе определил круг, который обозначил людей, места и вещи так же, как модели одежды, поведения и круг общения, обычно ассоциируемые с традиционными и популярными классами.Тем не менее в последние 20 лет шааби развилось дальше их своих пролетарских корней и сейчас колеблется между фольклором низшего класса и средним/высоким классом "фанком" (джаз в стиле фанка, напоминающий негритянские госпелы-духовные песнопения). Получив вкус "улиц" с безопасного расстояния или осуществить желание испытать мусульманский или арабский "гнев", звезды шааби как Рико, Хаким и Ш.А.Р.могли расширить свой круг фанатов среди всех классов.
Несмотря на применение всеми классами, этот термин несет различные смысловые оттенки в зависимости от того, кто его использует. У одних это слово пробуждает чувство asala, или "достоверности", которое особенно ценится местыми египтянами. Asala это знак принадлежности "низшего класса", но и, конечно, современной концепция обращается к нему. У других, у высшего класса, infitahi (богачи, нувориши) и египетской интеллигенции шааби в первую очередь ассоциируется с необразованной толпой, первобытными обычаями и даже вульгарностью в речах и одежде. С этой точки зрения, шааби противопоставляется романтическому и чувственному идеалу фольклорной культуры, установленному в конце 20-го века египетским национализмом, современной идеологией и культурной политикой. Египетская "идеология изменений" активно использует манипуляцию "традиционализмом" для воспитания "современности" в борьбе Египта за самоопределение, основанную на воображаемом прошлом. Определенно эти идеологические тезисы главенствовали при официальном осуждении музыки шааби, в других условиях получившей бы статус истинной музыки, аутентичной.
С начала 20 века, исполнители шааби использовали двойное значение этого слова-как маркер подлинного стремления к национальной самобытности, и в то же время как определитель черты, характерной для чувств современного народа--создавать традицию публичного несогласия и комментирования. К примеру, Sayyid Darwish (1892-1923), известный своими живыми яркими песнями о каждодневной жизни египтян, был признан как "народный артист" (fannan al-sha‘b). Darwish был одним из первопроходцев в арабской музыке, лидер "культурного возрождения", и певец Революции 1919г (Ghazaleh 1999).Он оказал плодотворное влияние на его последователей Anwar il-‘Askari и Abu Dra‘a скрывать едкие комментарии насчет британской оккупации в песнях с двойным смыслом. Следующее поколение певцов, таких как Mohammed Taha, Mohammed Rushdi, Mohammed al-‘Izabi появившихся после провозглашения Египетской Республики в 1953 и создававших живые образы шааби и часто непристойные комментарии, направленные на постколониальное состояние, контролировавшееся египянами больше, чем иностранцами. Во второй половине 1970-х, слова песен шааби стали более бесстыдными и передающими настоящие испытания рабочего класса, становившегося все более мощным и городскую народную культуру.После поражения Египта Израилем в Арабо-Израильской войне 1967г, и потери самых любимых национальных каконических певцов: Umm Kulthum (умерла в 1975), ‘Abd al-Halim Hafez (умер в 1977), and Farid al-Atrash (умер в 1974), широко распространилась депрессия, обстановка стала небезопасной и раздражение стало преследовать нацию в связи с ростом нищеты и перенаселением. Сцена была отдана "крестному отцу" современной музыки шааби, Ahmad ‘Adawiya, для создания музыки для нового рабочего класса , класса, который был создан, но не был доволен спорной экономической политикой "открытых дверей" Садата. Adawiya продал более одного миллиона копий его первого коммерческого выпуска. Он был поддержан в большей степени простым народом и возникающей "кассетной культурой", что позволило покупателям миновать государственных кураторов по культуре, которые внимательно контролировали и создаваемых суперзвезд, через государственную монополию над радио и ТВ. Любимый миллионами, но запрещенный на ТВ и радио, Adawiya установил стандарт для тысяч исполнителей шааби после него, включая Ш.А,Р,
ИСКУСНЫЙ БАЛАНС Sha‘bola
Ш.А,Р, также ласково называемый своими поклонниками Шаабола, жил в относительной неизвестности около 20 лет, пописывая местные песни, вызывающими дискуссию. Он прорвался к международной славе с песней Ana Bakrah Isra’il ("Я ненавижу Израиль") в 2001, позиционируя себя как социально-политический комментатор простого происхождения. Он с гордостью заявляет в интервью, что все еще живет в деревне со своей мамой и раньше был гладильщиком в прачечной. Он носит свой "фирменный знак"--двое золотых часов (по одним на каждой руке), броские туфли, которые не подходят ни к его ремню, ни к одежде (которая, как он говорит, совпадает с обивкой мебели и шторами), Ш,А,Р, бард, похожий на клоуна, который редко ведет себя серьезно. Но это все та же клоунообразная персона, которая ко множеству причин его уволить относится как к плохой шутке. Он говорит:"Я имею право петь. Я патриот и популярен у людей. Я ироничен, но это не значит, что я не могу рассуждать о жизни". В Египте, где общество более толерантно, А.Р. не только искусно обходит цензуру , но также занимает твердую позицию одного из самых знаменитых египетских певцов шааби, затрагивающих главные текущие спорные социальные и политические события.
Утверждая, что ничего не смыслит в политике, ШАР находит отклик у публики, который варьируется от насмешек до поклонения. Потому что скромность АР и его злободневные песни, многие воспринимают его слова за истину и видят в нем героя, который расширил границы социальной приемлемости находящих отклик чувств широких масс. Однако, в силу своей культурной самобытности шааби и его "неуважаемой" карьеры в профессиональных выступлениях на свадьбах и в ночных клубах, высококультурные мужи, представители правительства и интеллигенция регулярно бранят и принижают его "искусство".
Побывав однажды в месте на улице Мухаммеда Али, где собирался для развлечений низший класс, где выступал АР, Nieuwkerk описал спорную позицию профессиональных развлекателей главным образом среди престижа и двойственности:
"Профессиональные артисты занимают центральное место среди важных событий в людской жизни, таких как рождение, помолвка и свадьба. Праздники без артистов это не настоящие праздники. Артисты необходимы потому что они делают людей счастливыми-они "производят" счастье. Кроме этого, исполнители-объекты престижа и соперничества. Чем более дорогой и знаменитый исполнитель, тем более престижно дл ясемьи его пригласить. Да, несмотря на их важность, артисты, главным образом, не уважаемы или не так престижны.
Однажды достигнув успеха в конце 1990-х, АР начал появляться на египетском ТВ в ток-шоу и давать интервью в газетах, где он обычно создавал себе образ комика (точнее, дурака), который неправильно произносит слова, упускает суть вопроса и поет на темы, которые он якобы не понимает. Зачастую к его внешности относятся пренебрежительно, как пишут в статье , напечатанной в англоязычном журнале "Египет сегодня":
Шаабола (как называют его преданные фанаты) доказал, что он не "певец одной песни", становясь лицом, твердо обосновавшимся на свадьбах египетской элиты в 5-звездных отелях. И это вопреки тому, что у него лицо со шрамом от ножевого анения, жирные волосы, странный вкус в одежде-не говоря уже об отсутствии реальной возможности петь--делает его сомнительным поп-идолом в лучшем случае и посмешищем-в худшем.
Другой репортер описывает АР как "пухлого мужчину с мокро выглядящими волосами и сломанными желтыми зубами, неумело залеченными, с глубокопосаженными глазами с претензией на улыбку, чего недостаточно, чтобы скрыть взгляд искоса". Его музыка отражение его самого и его отсутствия воспитания:неображованный гладильщик, сын такого же необразованного гладильщика, выросший в маленькой деревне Mit Halfa в Египте. Al Ahram’s Khalil более аккуратно описывает АР как "вычурного певца" с "комической манерой поведения, тусклым взглядом и стилем, вызывающим галлюцинации". Хотя он считается "голосом народных масс", Khalil подозревает что АР может "вести людей вниз общеизвестными садовыми тропами"
Понятие о том, что АР-это народный герой, голос людей, было дискредитировано тем, что он наживается на потоке социально-политических событий и псевдо-экстремистских взглядах, которые в большей степени распространены среди большого количества населения. Charles Paul Freund, главный редактор Reason Magazine критиковал АР называя его "жалким проводником низкой культуры, одним из тех, кто положил на музыку параноидальные настроения, которые слишком часто слышатся на Востоке и загнан в угол сбукультурой поп-музыки параноидальной ненависти". Корреспондент antiwar.com Bargainier опубликовал статью с жесткой критикой Freund-а. Направленный антивоенной песней АР "al-Darab X al-‘Iraq" (Бомбежка Ирака), Bargainier пишет " Какую паранойю вы увидели в изложении фактов? Соединенные Штаты вторглись в Афганистан и вскоре поступили так же с Ираком, Израиль оккупировал Западный Берег и Голанские высоты." Осввещая дальше тему вокруг "Деликатного баланса Шааболы", Bargainier продолжает:
"Freund также внушает, что АР меньше всего народный герой, а просто рупор египетских лидеров. Да, египетское радио запретило его песни и официально объявило на него табу. Это может быть умная попытка поддержать образ мятежного певца, но парень, который два года назад напрямик заявил "Я ненавижу Израиль" не будет,к ак представляется, нуждаться в такой помощи."
Hammond:"По собственному опыту, отношение к АР часто стирает границы классов. Я регулярно завожу обсуждение АР в моих обычных разговорах с египтянами из разных слоев общества, особенно если они узнают о моем исследовании. Когда Я упоминаю, что АР -один из тем моего исследования, они обычно сдержанно хихикают, но за этим непосредственно следует заявление об одобрении или неодобрении АР, заявление. что он плохо отражает их социально-экономический класс. К примеру, большинство водителей такси и маршруток,с которыми я говорил, с одобрением АР, то разговор обычно развивался в обсуждение его песен и других певцов шааби, в то время, как большинство среднего и высшего класса египтян горячо его неодобряли. К примеру, сотрудник египетской комиссии Фуллбрайта сказал мне " Он является обузой", и работник банка подтвердил " Он олицетворение плохого вкуса и вульгарный человек". Один представитель телевидения пожаловался, что Ар необразованный и некультурный. Почему люди не слушают Хани Шаакера?"
Один блоггер написал:"Шаабан только клоун. Шаабан не говоит с людьми, он говорит с деньгами. Он на самом деле не имеет понятия, что происходит в Египте". Студент Университета Jordon, на вопрос, нравится ли ей АР изобразил, что его тошнит и сказал:"он слишком низкого класса- он вульгарен!"
Похоже, даже просто какая-либо ассоциация с АР достаточна, чтобы подать судебный иск. Египетская певица Shireen Wajdi подала иск против двух журналистов, которые сравнили ее с АР, она сказала, что эта ассоциация разрушит ее карьеру. Другой пример дурной славы АР проявился, когда он получил отказ от 5 актрис, нежелающих появляться рядом с ним в готовящемся фильме, основанном на песне "Я ненавижу Израиль". И, наконец, ничто не сравнится с незабываемым провалом Мак-Фалафел. АР подписал контракт с МакДональдс, по которому он был обязан написать песню для рекламы нового сэндвича Мак-Фалафел. Реклама выпускалась только три недели, после чего МакДональдс получил жалобу от Комитета Американских Евреев, представитель которого назвал АР "известным спонсором ненависти".
В свете этой критики, АР тихо сидит "в своем гнезде", никогда не бранясь на своих критиков или избегая ТВ интервью. Но также он не меняет никакой стороны своей личности или профессии. Наоборот, его песни и видеоклипы становятся нарочито дерзкими, подливая масла в огонь, которым пытаются его уничтожить. Возможно, "тонкий баланс АР" является двухсторонним, и то, чем пытаются его задеть, опозорить, делает его толкьо сильнее. Другими словами, плохие отзывы в прессе это хорошие отзывы для ШАР, так как его "абсурдное поведение", является мишенью для интеллектуальных шуток и сохраняет его имидж как голоса народа".
Общаясь с людьми разных взглядов, я интересовался, почему для них хорошо Шаабан. Он представляет собой все то, что есть в нашей жизни. Он живое воплощение нашей невозможности осуществить наши мечты- он неудачник, победы которого мы хотим, потому что мы знаем, каким простым и честным он может быть.
НЕПОСРЕДСТВЕННО ПРО ВИДЕОКЛИПЫ
_________________ Девочки и мальчики! Посетители моего форума! Огромная просьба! Копируя материалы, фотографии и статьи БУДЬТЕ ТАК ЛЮБЕЗНЫ - ставьте ссылки на мой форум!!!
Чудеса случаются, Люди улыбаются, Двери открываются! Деньги появляются! и мечты сбываются
|