Статья из журнала
Al-Ahram, выпуск №520 (8-14 февраля 2001г)
Автор:
Injy El-Kashef Перевод: Сергеева Елена (Рыжая Лисичка) Ahmed Adawiya Это история-и он ее делает сам.
--------------------------------------------------------------------------------
Каждый знает Адавейю. Многие его недолюбливают, хотя большинство из них никогда не слышали его песен. "Достаточно просто посмотреть на него"-заявляют они. Действительно, этот мужчина не король красоты: низкого роста, смуглый, взъерошенные волосы, кривой рот и блестящие костюмы. Многие мужчины, однако, многое бы отдали, чтобы научиться тому эффекту, который он производит на публику-особенно на женщин. Когда Адавейя на сцене, зрители тотчас теряют свою элегантную, сдержанную манеру и залезают на столики, потому что мест на танцполе уже не хватает-и такое происходит в 5-звездных отелях! Да, он поднялся из низших слоев и, да, изначально его настоящая профессия-слесарь-водопроводчик. Но нет, он совсем не глупый человек.
Где он на самом деле был рожден, это не имеет значения. Все это началось с начальной школы. Он прогуливал уроки и бегал в это время на улицу Мухаммеда Али, где он в благоговении слушал, слушал и иногда присоединялся к "мастерам saltana". В конечном счете он бросил школу вообще и переместился на "ту волшебную улицу", где он решил начать свою собственную карьеру.
"Мои братья стыдились меня-моя семья происходит из Верхнего Египта, помните это--поэтому они не могли принять то, что мужчина может петь, особенно в среде беллиданса. Но мне нравилось петь, что я мог поделать? Я воспринимал это как Божий дар, который я просто должен был использовать" Он кажется ужасно самодовольным, но до сих пор его непосредственное простодушие и природное обаяние тем или иным образом смягчает его самопревозношение и похвальбу. Он смотрит Вам прямо в глаза (много ли людей еще так делают?), отрицает высказывания, которые он делал раньше, если они звучат слишком напыщенно, и с искренностью повторяет те же самые слова, предваряя их своей "формулой":
"Господь да спасёт меня от демона тщеславия". Адавея как-то заявлял, что он любимый певец у Садата (третий Президент Египта). Он отвечал:" Анис Мансур (один из известнейших современных египетских журналистов-прим.пер.) любит меня. Я никогда не видел, чтобы человек кому-либо так нравился, как я нравился Абдель-Халиму." Упоминание Абдель-Халима побудило Адавейю спеть в интервью любимую песню Хафиза:
"Если они нас обвиняют, я не виноват:
Ты обвиняешь меня, а я не виновен;
Твои янтарные щеки,
Твои бронзовые брови,
Твой сладкий аромат,
Я пожарю для тебя креветок.
Yalla, yalla al-salama,
О ночь, ты госпожа, о, ночь,
Утоли мою жажду, о, ночь
[...]
yalla, la, li, la, la, la, la, la,
yalala, la, la, la, lla,
[...]
Ты полна муки, о, ночь,
Ты приходишь и ты уходишь, о, ночь,
ya leil ya basha ya leil"
Но упоминание имени Абдель-Халима также значило, что Адавейя был готов поговорить о начале его
бриллиантовой карьеры]. Он был открыт не кем-то, а самим
Maamoun El-Shennawi , великим поэтом и автором песен, который писал для Абдель-Халима, Ум Кульсум и Мохаммеда Абдель-Вахаба.
"Он услышал меня на частной вечеринке по случаю дня рождения у Sherifa Fadel, где также присутствовали большинство звезд той эпохи (Абдель-Халим Хафез, Фарид Эль-Атраш, Абдель-Вахаб, Ум Кульсум, Файза Ахмед, Варда). Я преклонял голову перед ними. Если бы у меня небыло подлинного таланта, мне бы никогда не дали шанса. И не только это оказало влияние, а еще и то, что я нравился этим людям." Абдель-Халим настолько потерял голову от Адавейи, что некоторые люди говорили, что он временами, прости, Господи, ревновал его.
Ахмед говорит:
"Наоборот, он воодушевлял меня и давал мне консультации. Так же было и с Baligh Hamdi. Maamoun раскрыл меня. Он сказал:" Ахмед, твой голос полон страдания, это голос сироты. Когда ты поешь мауваль, я испытываю такую грусть, что нахожусь на грани плача. Мне нравится твой голос. " El-Shennawi написал слова песни Sib Wana A-Sib, созданной Sayed Mekkawi. Пара потом сотрудничала и при написании песни Salam Merabba'.
'Amm ya Saheb Al-Gamal ("Ты одарена красотой"),
Salametha Umm Hassan ("Скоро увидимся, Хассан!"),
Habba Fawq ,
Kulluh Ala Kulluh ,
Ya Bint Al-Sultan ("Дочь султана"),
Ya Bint Al-Amir ("Дочь эмира"),
Ya Leil Ya Basha ("О, ночь, ты госпожа!"),
Habibi Ya Assal ("Дорогая, моя любимая")-- эти несколько красивых маувалей незамедлительно привели Адавейю к популярности.
Это означало занятие своей постоянной ниши среди ярчайших звезд, 200 песен, сотни маувалей, концерты и частные вечеринки в Лондоне, Париже, Америке, Канаде и Австралии, миллионы фунтов, его собственную компанию "Adawiyat", и 18 фильмов (
"Я был лакомым фруктом для режиссеров и продюсеров, благодаря моему успеху в кассах"-гордился он), среди которых два его любимых-это
Khada'atni Emra'a ("Обманутый женщиной") и
Hassan Beih Al-Ghalban ("Бедный Хассан").
Хотя, его путь к славе и богатству не был устлан розами: бесконечные сплетни досаждали ему. Особенно одна ранящая сплетня привлекала внимание публики в течение долгого времени. Слухи гласили, что мужчина из влиятельной арабской семьи физически лишил его "мужского достоинства" в наказание за то, что у него был роман с принцессой из семьи. Настоящая история так и не прояснилась.
Конечно, настоящим хитом стала созданная
Hani Shenouda песня
Zahma ("Битком набитый мир"), и на это была причина. В ней рассказывается о перенаселенном мире, о мире, который может стать неуправляемым. Адавейя опасался демографического взрыва, безумия потребительского спроса, которые приводят перенаселенные города к саморазрушению:
Zahma ya dunia zahma,
zahma w'tahoo al-habayib,
zahma wala 'adsh rahma,
mulid we sahbuh ghayib.
Ахмед сам по себе, тем не менее, никогда не придавал значение политического свойства этой песне:
"Я далек от политики. Я за мир, конечно, и я только счастлив видеть такие другие интерпретации моих слов, однако умышленно этого я никогда не делал" .
Среди его поклонников был Нобелевский Лауреат Naguib Mahfouz, который, когда его спросил Mufid Fawzi во время интервью, кто его любимый певец, просто ответил "Ахмед Адавейя". Fawzi был поражен. Mahfouz уточнил: "Что не так с Адавейя? Он гениальный сын народа"-добавил он, когда Адавейя пел
Sib Wana A-Sib , где он говорил от лица Палестины израильтянам: если вы не освободите Аль-Аксу, то я выпущу в ответ камни.
(Прим.пер. Мечеть Аль-Акса (араб. المسجد الاقصى — отдалённейшая мечеть) — мусульманский храм в Куддусе (Иерусалим) на Храмовой горе. Является третьей святыней Ислама.
28 сентября 2000, премьер-министр Израиля Ариэль Шарон и члены партии Ликуд, с охраной, посетили Аль-Аксу, что вызвало недовольство палестинцев. Началась Вторая интифада. В начале 2007 года израильские власти предприняли раскопки в районе мечети, что вызвало протесты арабской общественности) Адавейя выпустил еще ту самую
Salametha Umm Hassan , обращенную к Египту после разгрома в 1967г. Он пожелал скорейшего восстановления и надеялся, что "дурной глаз", ранивший Хассана, египетского солдата, отпустит его и позволит выжить. Адавейя хорошо осознавал факт того, что претендование его слов на значение политических поможет получить ему поддержку тысяч людей, которые относились к его песням со снисхождением, видели в них только хаотичные мысли, в первую очередь- простого водопроводчика. Но получил ли он на самом деле эту поддержку?
Когда-то его собственными покровителями были
Mohamed Abdel-Muttilib, Shafiq Galal, Mohamed El-Ezabi и Mohamed Rushdi , а Адавейя один смог повлиять на целое новое поколение певцов шааби. Большинство звали его "устази" ("мой учитель") или "амми" ("мой дядя"), стремились поцеловать ему руку; некоторые подражали ему, некоторые насмехались, некоторые упоминали о нем в каждом альбоме, некоторые называли в честь его своих сыновей, или даже переименовывали самих себя. Кроме того, они все любили его и он возвращал им их любовь с той же силой:
"Hassan El-Asmar, Hakim, Magdi El-Sherbini, Tareq El-Sheikh, Magdi Talaat. Я люблю их всех. Они хорошие мальчики. Также мне нравится стиль Шаабан Абдель-Рахима, хотя он и отличается слегка от моего. У них всех есть характер, похожий на мой собственный (character произносит как karaktarak)." Хотя его "личным любимчиком" остается Mohamed Mohie, но, тем не менее, для Адавейи каждый остается любимым ( habibi)
. Из того же поколения
Hani Shaker, Ali El-Haggar, Mohamed Fouad, Iman El-Bahr Darwish и Mohamed Tharwat, но никто из них, принятых обществом певцов, не достиг той славы, которая была у Адавейи.
"Люди дали мне осознать то, чего я заслужил.Моя популярность не имеет себе равных. Я стал иконой, и я очень этим доволен. Даже те, кто напоказ заявлял, что они слишком высокого уровня для того, чтобы слушать мои песни, продолжали слушать, хотя и тайком, или они подсознателтьно запоминали мои мелодии, не отдавая себе в этом отчет. Они думают, что они слишком шикарны, но "я- король шика"-- говорит он, зажигая еще одну сигарету Cartier, показывая свои инкрустированные блиллиантами часы. Но кто станет новой иконой шааби, это тайна. Только в одной вещи можно быть увереным: Египет дал нам только одного, уникального Адавейю.