Ум Кальсумбиография, песня Fakarouni (9 мин 13 сек)Бесспорно, Umm Kulthoum (1904-1975) – лучшая в мире арабская певица. Музыкант более великий, чем можно описать; и жизнь его - воплощенная в реальность волшебная сказка о деревенской девочке, выросшей, чтобы стать культурным символом целой нации. Ее называют «голосом и лицом Египта», «звездой востока» («kawkab al sharq»), «императрицей арабов». Она очаровывала миллионы людей. Высокая, с волосами цвета смолы, с мощным и чистым голосом, она смогла окружить себя настоящей магией и так околдовала этим поклонников, как доныне не способен ни один другой арабский певец. Ее сценическая работа была насыщена общением со зрителями: легкий кивок головы или встряска плечами – и поднимался шум восхищения. Певица с невероятно живым и выразительным голосом, она прославилась тем, что пела одно и то же бесчисленное количество раз, но никогда – одинаково, и это доводило слушателей порой до смеха, порой – до слез.
Она родилась примерно в 1904 году в простой крестьянской семье в крохотной египетской деревушке Tammay al-Zahayrah. Ее отец был имамом местной мечети, мать – домохозяйкой, заботящейся о трех детях, из которых Um Kulthoum была самой маленькой. В пять лет Um Kulthoum начала учиться в коранской школе. Там она выучила наизусть многое из Корана и постигла основы чтения и письма. Она узнала, как петь, от отца, который пополнял свой доход тем, что исполнял с сыном религиозные песни на свадьбах и других праздниках. Когда брат однажды заболел, она решила заменить его – и быстро привлекла всеобщее внимание своей юностью и невероятно сильным голосом. Вскоре, выступая в одежде мальчика-бедуина, чтобы избежать религиозного и общественного осуждения, она превратилась в главного исполнителя семейства.
Возможности росли, и семья начала путешествовать в ближайшие деревни, в основном пешком, повышая цены за выступления. Но нужно было продвигать карьеру молодой певицы: переезд в Каир с неизбежностью маячил на горизонте. И в 1923 году с помощью mashayekh (церковного персонала) он осуществился. Моментально голос Um Kulthoum оценили как сильный и резонирующий, однако ж пение ее посчитали неотточенным, а манеру себя вести – деревенской. Um Kulthoum решила совершенствоваться, причем сразу во всем. Она стала заниматься со многими музыкальными педагогами и познакомилась с поэтом Ahmad Rami, который обучил ее стихосложению и помог освоить книжный арабский. Вместе с этим Um Kulthoum продолжала петь в семейном ансамбле.
1926 год стал поворотным в ее карьере. После критики, обрушившейся на старомодный репертуар и стиль выступлений семьи (соло под аккомпанемент мужского хора), она приняла решение нанять профессиональных музыкантов и петь под инструментальный аккомпанемент. За последующие два года Um Kulthoum превратилась в серьезную соперницу ведущих вокалов страны. Она начала делать коммерческие записи в двадцатых-тридцатых годах. Ее пожизненные симпатии к масс-медиа в 1934 году коснулись и радио. Как раз в этом году появилось египетское национальное радиовещание. В тридцать пятом Um Kulthoum начала работу над «Widad», первым из ее шести художественных фильмов. В это время репертуар певицы состоял из романтических, виртуозных песен в русле поп-потока египетской музыки; в основном она работала с текстами Ahmad Rami и музыкой Muhammad Al-Qasabji. Но в сороковых и пятидесятых Um Kulthoum сделала несколько шагов в сторону от модернистской романтики и стала исполнять «более египетские» песни композитора Zakariya Ahmad и поэта разговорного языка Bayram Al-Tunisi. Именно эти работы ознаменовали начало «золотого века» в ее карьере. Позднее она объединилась с композитором Riyad Al-Sunbati для написания музыки к текстам Ahmad Shawqi. Эти песни существенно отличались по стилю от тех, что были основаны на музыке Zakariya Ahmad и текстах Bayram Al-Tunisi, их посчитали «исконно арабскими» и восприняли просто замечательно.
После Египетской Революции 1952 года великая певица стала исполнять новые современные любовные песни на музыку молодого поколения таких музыкантов как Baligh Hamdi. В шестидесятых она вела сотрудничество с Muhammad Abdel Wahab, который в период с 1964 по 1972 годы написал для нее десять песен.
Тогда же Um Kulthoum занялась общественной жизнью Египта и стала ораторствовать по случаю. Женщина, ранее бережно стерегшая свою частную жизнь, теперь давала интервью, полные историй о семье и жизни деревенской девчонки, которой она себя по-прежнему чувствовала. Она поддержала правительственную инициативу развития арабской музыки, долгое время снабжала благотворительные фонды и в 1967 году после победы Израиля над Египтом выступила с серией концертов по всему арабскому миру, направив все доходы в египетскую казну. Последние несколько лет жизни ее изводили болезни, с которыми она уже давно безрезультатно боролась. Ее последняя песня, «Hakam Alaya El Hawa», должна была быть спета весной 1973 года. Но этого не случилось. Um Kulthoum записала ее в студии, как обычно это делала, а на концерт не хватило сил. Третьего февраля 1975 года она умерла: паралич сердца.
Ее похороны посетили многие главы государств арабского мира; почти четыре миллиона человек шли за гробом по каирским улицам. Говорят, это были самые большие похороны в истории Египта после похорон лидера Jamal Abdel Naser. Четыре миллиона арабов прощались с величайшей арабской певицей из всех, что когда-либо жили на земле.
Источник: World Music & Dance Productions
Перевод: iDance
Фото:
http://www.wmdproductions.com http://www.egyptandus.net