О сагатах Средневосточные танцовщицы часто играют на надеваемых на пальцы ударных инструментах, которые называются «сагаты». Сагаты – очень важная часть танца, потому что средневосточные танцовщицы должны уметь не только танцевать, но и играть на музыкальных инструментах. Похожее явление наблюдается во фламенко. Исполняя этот танец, танцоры иногда играют на кастаньетах. Чечеточники же оформляют музыкальный ритм при помощи набоек на каблуках. Сагаты – мощный инструмент сохранения и ощущения ритма. К сожалению, сейчас в Египте Сагаты используют гораздо меньше танцовщиц, чем раньше. В США же, например, каждая белли-танцовщица обязана уметь играть на них, потому что мастерская игра на санатах считается составной частью общего танцевального мастерства.
Сагаты называются по-разному: в США и Европе – «цимбалы» или по-турецки «циллы». Арабский эквивалент – «sil sil». Персидский – Farsi «salasih». Египтяне называют этот музыкальный инструмент «sagat».
Происхождение
У сагат древние корни. В древнем Египте танцовщицы и музыканты иногда играли на трещотках из дерева или слоновой кости в форме прямоугольника или полумесяца. На гравюрах древней Месопотамии изображены сагаты, которые могли использоваться в танце, в религиозной музыке, в магических целях либо при военных победах. Древние греки играли на металлических сагатах или деревянных трещотках. Сегодня люди играют в основном на металлических сагатах, иногда – на деревянных ложках под названием «kasiklar» (произносится как «кашиклар»).
Популярность
В Египте игра на сагатах выходит из моды. Танцовщицы могут играть на них в течение одной песни, но не всего представления. Египетские танцовщицы считают сагаты «инструментом из провинции». В хороших кабаре у них есть крупные оркестры с собственными ударниками, которые играют на сагатах вместо танцовщиц. Это плохая тенденция, потому что искусство игры на сагатах имеет долгую и почтенную историю. Существует огромное количество рисунков и фотографий, изображающих египетских и турецких танцовщиц с сагатами на пальцах. Интересно отметить, что иногда на этих иллюстрациях сагаты расположены на указательном и большом пальце кисти танцовщицы, а не на среднем и большом.
Турецкие танцовщицы великолепно играют на сагатах. Но сейчас многие из них отказываются играть, слепо копируя то, что называется «египетским стилем танцевания». В США на цимбалах играет большинство танцовщиц средневосточного танца. Они хорошо понимают, что сагаты – важный компонент беллиденса, улучшающий общее впечатление. Средневосточные танцовщицы отличаются от исполнительниц других видов танца потому, что являются одновременно и музыкантшами. Они играют на ударных и должны работать с сагатами как с полноценными музыкальными инструментами. Танцовщицы америкен трайбл заставляют своих учениц играть на сагатах в принудительном порядке. И правильно: искусство находится под угрозой исчезновения. Недавно состоялась крупнейшая Международная Конференция по средневосточному танцу, и в течение трех вечеров ее выступлений на сагатах сыграли только две танцовщицы!
До недавнего времени танцовщиц оценивали по тому, как они умеют играть на сагатах. Если танцовщица танцевала хорошо, но на сагатах не играла, считалось, что она «не исполняет свои обязанности» или «жульничает». Известно, что научиться хорошо играть на сагатах очень сложно. И, чем дольше вы будете с этим медлить, тем сложнее вам придется. Опыт показывает, что ученицы, которые приступают к изучению игры на сагатах лишь спустя несколько месяцев изучения танца, относятся к ним крайне отрицательно и считают их ненужной сложностью.